Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным || Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным

Порядок признания жилья непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу

О признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Москве

(с изменениями на 16 декабря 2014 года)____________________________________________________________________Утратило силу со 2 января 2018 года на основании постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 1072-ПП____________________________________________________________________

Приложение 2к постановлению Правительства Москвыот 21 августа 2007 года N 712-ПП

(с изменениями на 16 декабря 2014 года)

1.1. Настоящий Регламент определяет порядок работы префектуры административного округа города Москвы по приему заявлений физических и юридических лиц о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания; подготовке заключения окружной МВК по результатам рассмотрения указанного заявления;

Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным || Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным

подготовке и изданию распоряжения префекта административного округа города Москвы (далее — префект) о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, выдаче заявителю копии данного распоряжения, а также заключения окружной МВК о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания (далее — заключение).

1.2. Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания осуществляется на территории административного округа города Москвы независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

— Жилищный кодекс Российской Федерации (от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ);

— постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (далее — постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47);

— дефис утратил силу с 30 декабря 2014 года — постановление Правительства Москвы от 16 декабря 2014 года N 777-ПП;

Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным || Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным

— постановление Правительства Москвы от 31 января 2006 года N 59-ПП «О порядке проведения технической паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве».

Заявитель — собственник помещения или уполномоченное им лицо, наниматель помещения либо орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, обратившиеся в префектуру административного округа города Москвы (далее — префектура) за получением запрашиваемых документов.

Запрашиваемые документы — заверенная копия распоряжения префекта о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и заключение окружной МВК о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (приложением к копии распоряжения префекта).

Представитель заявителя — физическое лицо, действующее в интересах заявителя на основании документа, подтверждающего его полномочия.

Окружная МВК — межведомственная комиссия по использованию жилищного и нежилого фонда административного округа города Москвы, деятельность которой регламентируется положением об окружной МВК, состав и положение утверждаются распоряжением префекта.

Регламент префектуры административного округа города Москвы — порядок организации работы префектуры, в том числе по приему заявлений физических и юридических лиц, подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых документов заявителям.

1.5. Срок подготовки запрашиваемых документов — не более 30 дней.

1.6. Прием заявлений и выдача запрашиваемых документов осуществляется в соответствии с регламентом префектуры: понедельник — четверг с 9-00 до 18-00, пятница с 9-00 до 16-45 с перерывом на обед с 13-00 до 13-45.

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 июня 2013 года N 325-рк

О межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

(с изменениями на 11 марта 2019 года)

Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным || Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 24.02.2014 N 108-рк, от 09.06.2014 N 337-рк, от 29.12.2014 N 996-рк, от 03.08.2015 N 527-рк, от 02.08.2016 N 275-рк, от 21.11.2016 N 379-рк, от 13.06.2018 N 176-рк, от 11.03.2019 N 48-рк)

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 11.03.2019 N 48-рк)

1. Создать межведомственную комиссию по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 03.08.2015 N 527-рк)

2. Утвердить Положение о межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

3 — 4. Исключены. — Распоряжение Администрации города Тюмени от 03.08.2015 N 527-рк.

5. Исключен. — Распоряжение Администрации города Тюмени от 13.06.2018 N 176-рк.

Глава Администрации городаА.В.МООР

Приложение 1к распоряжениюот 10.06.2013 N 325-рк

Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным || Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ОЦЕНКЕ И ОБСЛЕДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРИЗНАНИЯ ЕГО ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПРИГОДНЫМ (НЕПРИГОДНЫМ) ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ ГРАЖДАН И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА В ЦЕЛЯХ ПРИЗНАНИЯ ЕГО АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 21.11.2016 N 379-рк, от 13.06.2018 N 176-рк, от 11.03.2019 N 48-рк)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет функции, порядок формирования и деятельности межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — комиссия).

1.2. Комиссия создана Администрацией города Тюмени в целях проведения оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее — Постановление).

1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области, действующими строительными нормами и правилами, техническими регламентами, муниципальными правовыми актами города Тюмени, а также настоящим Положением.

2.1. На основании заявлений физических и юридических лиц, являющихся собственниками помещений, правообладателями или нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень, и жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, либо заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — заявители), проводит оценку соответствия помещения установленным в Постановлении требованиям и принимает решения в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Положения.

3.1. Формами работы комиссии являются обследования (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и заседания в соответствии с Постановлением.

3.2. Комиссия рассматривает поступившее заявление либо заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации в системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Тюмени и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 3.9 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

3.3. В состав комиссии входят следующие члены Комиссии: председатель комиссии, его заместитель и иные члены комиссии.

Председателем комиссии является заместитель Главы города Тюмени, непосредственно координирующий и контролирующий деятельность департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени и департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, заместителем председателя комиссии является заместитель Главы города Тюмени, непосредственно координирующий и контролирующий деятельность департамента безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени и департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 13.06.2018 N 176-рк)

Комиссия формируется из представителей департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени, департамента культуры Администрации города Тюмени, муниципального казенного учреждения «Тюменское городское имущественное казначейство», территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (по согласованию), ОГПН УНД ГУ МЧС России по Тюменской области (по согласованию), Государственной жилищной инспекции Тюменской области (по согласованию), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (по согласованию).

  • дом не подлежит восстановлению после взрыва, пожара, стихийного бедствия;
  • здание находится под угрозой разрушения при техногенной аварии, вероятность которой высокая ввиду участившихся природных катаклизмов;
  • дом находится на территории с высоким риском снежной лавины, селевого потока, оползней, паводков;
  • деформирован фундамент либо конструктивные элементы здания;
  • дом расположен рядом с источником шума, превышающего допустимый лимит в 55 децибел;
  • близко к дому находится линия электропередач либо сооружение для передачи переменного электротока;
  • на специально отведенной территории рядом со зданием осуществляется промывка и очистка мусоропроводов;
  • дом не отвечает гигиеническим требованиям и санитарно-эпидемиологическим нормам.

Специфика правового статуса межведомственных комиссий по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

После обследования фактического состояния жилья (квартиры) или многоквартирного здания, межведомственная комиссия имеет право вынести заключение о необходимости признания жилья аварийным. Этот документ влечет юридически значимые последствия, как для проживающих в нем людей, так и для властей.

Не позднее 30 дней после составления комиссией итогового документа, местная власть обязаны вынести одно из следующих решений:

  1. Признать жилья (в том числе и отдельной комнаты) непригодным.
  2. Признать многоквартирное сооружение аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

До апреля 2015 года подобные решения имела право выносить межведомственная комиссия, которая проводила обследование.

В случае принятия указанного решения люди, проживающие в квартире или комнате, а также жильцы аварийного дома, подлежат переселению в другое благоустроенное жилье. Порядок, этапы и сроки переселения устанавливаются властными структурами.

Если решение по итогам составления заключения этой межведомственной структуры не вынесено в течение 30 дней, жильцы имеют право обжаловать неправомерные действия должностных лиц. Аналогичное право возникает у чиновников, уполномоченных на осуществление жилищного контроля и надзора.

В случае бездействия местных органов власти по расселению таких зданий, прокуратура имеет право привлечь виновных должностных лиц различных уровней, а также уполномоченные учреждения, к административной ответственности. Признание факта нарушения прав граждан в некоторых случаях влечет наступление уголовной ответственности.

Несмотря на потерю ряда важных полномочий, межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным по-прежнему остается важнейшим органом в процессе признания жилищного фонда аварийным либо непригодным с целью последующего расселения.

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Карпухин Д. В., к. и.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права.

Жилые помещения в соответствии с частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) являются самостоятельными объектами жилищных правоотношений. Определение жилого помещения содержится в части 2 указанной статьи. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Следует отметить, что ЖК РФ не является единственным нормативно-правовым актом, в котором содержатся признаки жилого помещения. Так, часть 1 статьи 673 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) устанавливает критерии жилого помещения, которые совпадают по своему содержанию с вышеуказанными в ЖК РФ, и определяет такие его признаки, как изолированность и пригодность для постоянного проживания .

——————————— Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (в ред. от 18.12.2006, с изм. от 29.12.2006) (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.01.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; 2002. N 12. Ст. 1093, N 48. Ст. 4746; 2003. N 52. Ст. 5034; 2004. N 27. Ст. 2711, N 31. Ст. 3233; 2005. N 27. Ст. 2722; 2006. N 2. Ст. 171, N 3. Ст. 282, N 52 (ч. 1). Ст. 5498; РГ. N 297. 31.12.2006; СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 834, N 31. Ст. 3993, N 41. Ст. 4845, N 49. Ст. 6079, N 50. Ст. 6246.

Одной из ключевых проблем жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является высокий удельный вес ветхих многоквартирных домов, находящихся в предаварийном или аварийном состоянии. Де-факто многие из них являются непригодными для постоянного проживания, однако финансовые, социально-экономические трудности, которые испытывают российские регионы, не позволяют решить проблему расселения граждан из ветхих многоквартирных домов.

Кроме того, признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, то есть приданию статуса де-юре непригодности их дальнейшей эксплуатации и возможности постоянного проживания граждан, препятствует непрозрачная деятельность специализированных межведомственных комиссий по признанию, решения и аргументация принятия которых часто не доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Правовой статус межведомственных комиссий по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — комиссия, межведомственная комиссия) определен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. от 02.08.

2007) (далее — Положение) . ——————————— Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в ред. от 02.08.2007) // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702; РГ. 10.08.2007.

Указанный нормативный акт определяет состав комиссии, порядок проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, перечень документов, которые необходимо представить для проведения соответствующей оценки, уведомление заинтересованных сторон. Решение о создании межведомственной комиссии принимает орган исполнительной или местной власти в зависимости от принадлежности жилищного фонда РФ.

Председателем комиссии назначается должностное лицо соответствующего органа государственной или местной власти. В работе комиссии принимают участие собственник жилищного фонда или представитель собственника, осуществляющий функции по управлению жилищным фондом, в составе которого находится жилое помещение, в отношении которого рассматривается вопрос о признании его непригодным для проживания.

Кроме того, к работе в составе комиссии может быть привлечен представитель проектно-изыскательской организации, производившей обследование этого жилого дома (жилого помещения). Формирование состава данной комиссии осуществляется в зависимости от принадлежности жилищного фонда к определенной форме собственности.

В состав комиссий входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Председателями комиссий назначаются должностные лица соответствующих органов власти. По мнению автора настоящей статьи, правовой механизм создания межведомственных комиссий имеет ряд недостатков.

Так, решение о создании комиссий принимает орган исполнительной или местной власти — субъект, изначально заинтересованный в принятии выгодного для себя решения. Процесс признания дома аварийным и подлежащим сносу является финансово затратным с точки зрения механизма реализации принятого решения. Скудные бюджеты дотационных субъектов РФ и органов местного самоуправления препятствуют решению проблемы ветхого жилья и не способствуют эффективному формированию жилищных программ по строительству новых многоквартирных домов.

Председателями межведомственных комиссий назначаются должностные лица соответствующих органов власти, являющихся, по сути, аффилированными субъектами, тесным образом связанными с интересами властных структур, которые часто не совпадают с потребностями жильцов ветхих многоквартирных домов. Члены комиссии могут обладать правом голоса, как совещательного, так и решающего.

Правом голоса обладают представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Правом совещательного голоса в комиссиях обладают собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо. Правом решающего голоса обладают привлеченные квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определен в разделе IV указанного Положения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает следующие этапы: 1) прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; 2) определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

3) определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; 4) работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

5) составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее — заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 6) составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения;

7) принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии. Заявителю и собственнику жилого помещения передаются по одному экземпляру решения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю. В случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния, решение направляется заинтересованным субъектам не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.

1) о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; 2) о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием); 3) о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

4) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; 5) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии.

В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. По мнению автора, решающий голос председателя комиссии при равенстве голосов «за» и «против» не способствует принятию объективного решения, так как, будучи чиновником органа исполнительной или местной власти, он является заинтересованным лицом в принятии решения, выгодного с экономико-финансовой точки зрения властным органам.

Анализ вышеизложенных положений свидетельствует о высокой степени общественной значимости деятельности межведомственных комиссий, решения которых затрагивают интересы жильцов многоквартирных домов, что актуализирует проблему информированности граждан о техническом состоянии объектов жилищного фонда, в том числе функционировании межведомственных комиссий.

С другой стороны, в Положении отсутствуют нормы, обязывающие комиссии информировать всех жильцов многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, о принятых решениях. Завершающий уведомительный этап деятельности комиссии сводится к вручению копий принятого решения заявителю и собственнику жилого помещения, что не способствует объективному рассмотрению вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Следует отметить, что заключение межведомственной комиссии является юридическим основанием для принятия решения соответствующими федеральными органами исполнительной власти и субъектов, органом местного самоуправления решения и издания распоряжения о дальнейшей юридической судьбе помещений жилищного фонда с указанием об использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы: во-первых, принятие решения о формировании межведомственных комиссий органами исполнительной или местной власти; статус их председателей, являющихся должностными лицами данных органов; механизм принятия решения, при котором председатель комиссии при равенстве голосов «за» и «против» обладает правом решающего голоса, не способствует осуществлению объективной процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям.

Снос аварийных домов налагает на соответствующие органы власти обязанности по строительству новостроек, что не всегда соответствует их финансово-экономическим возможностям; во-вторых, необходимо изменить механизм формирования межведомственных комиссий, дистанцировав последние от органов исполнительной или местной власти.

Деятельность по проведению процедуры оценки соответствия помещения установленным требованиям должна быть возложена на независимые экспертные учреждения, заключения которых должны являться основанием для принятия решения властными органами о сносе или реконструкции многоквартирного дома; в-третьих, необходимо сделать деятельность межведомственных комиссий по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу транспарентной для всех заинтересованных лиц;

в-четвертых, одним из рычагов обеспечения прозрачности деятельности межведомственных комиссий является совершенствование правового регулирования информационного обеспечения их деятельности. Необходимо внести ряд императивных норм в Жилищный кодекс РФ, которые бы обязывали органы исполнительной (федеральные и на уровне субъектов) и местной власти информировать всех лиц, проживающих в многоквартирных домах (собственников, нанимателей и членов их семей), о принятых межведомственными комиссиями решениях;

в-пятых, в соответствии с положениями пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указанная информация должна предоставляться или распространяться в соответствии с федеральными законами — Жилищным кодексом РФ; ——————————— Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // РГ. N 165. 29.07.2006.

Признаки аварийности жилья

Жилое помещение относится к аварийным и непригодным для проживания при следующих условиях:

  • деформирована либо повреждена несущая и ограждающая конструкция;
  • не работает или отсутствует часть инженерных коммуникаций (электроснабжение, водопровод);
  • пришедшая в негодность вентиляция квартиры смешивает потоки воздуха из жилых комнат, кухни и санузла;
  • выявлены токсичные вещества в квартире;
  • температурный режим в помещениях не превышает 18 градусов;
  • влажность превышает 60%;
  • жилые комнаты находятся в цокольном либо подвальном помещении;
  • в комнатах отсутствуют окна;
  • нет инсоляции, соответствующей нормам.

Не является непригодным:

  • малоэтажный дом без системы горячего водоснабжения и канализации;
  • здание без лифта выше пятого этажа, если оно полностью не используется;
  • объект с расхождениями в запланированных и фактических площадях жилых помещений.

Признаки аварийности не тождественны основаниям признать жилое здание непригодным для проживания. Перед рассмотрением алгоритма, как признать дом аварийным или ветхим, нужно свериться с Постановлением правительства РФ от 28 января 2006 №47 .

Кто проверяет пригодность дома

Зарегистрировав заявление, муниципальные власти обязаны передать его в постоянно действующую межведомственную комиссию по признанию жилья аварийным либо создать комиссию специально для проверки вашего дома.

В состав межведомственной комиссии входят:

  • представители региональной и муниципальной власти;
  • инженеры-проектировщики;
  • представители Роспотребнадзора, санитарно-эпидемиологических, пожарных и других служб;
  • собственники либо наниматели жилья.

Рекомендуется войти в комиссию или хотя бы пристально наблюдать, как будут признавать жилье ветхим и аварийным официальные лица, чтобы помочь им сделать верные выводы.

Срок рассмотрения заявления не превышает 30 дней, а в особых случаях сокращается до 1 дня.

Какие документы необходимы

Сбор многочисленных документов – сложнейший этап процедуры, как признать жилье непригодным для проживания. Вот стандартный список бумаг:

  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на квартиру или договора социального найма;
  • техпаспорт многоквартирного дома из БТИ;
  • заключение экспертизы о техническом состоянии жилья;
  • акт об осмотрах здания собственником жилья, выполненных за последние три года, с указанием видов и объемов ремонтных работ в данный период;
  • акт жилищной инспекции в субъекте федерации о текущем состоянии дома;
  • другие документы, которые потребуют в муниципалитете либо межведомственной комиссии.

Процедура признания жилья аварийным и вопросы переселения из такого дома освещены в следующем видео

Приложение 3к постановлению Правительства Москвыот 21 августа 2007 года N 712-ПП

____________________________________________________________________Приложение утратило силу с 6 января 2014 года — постановление Правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 884-ПП. — См. предыдущую редакцию____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом изменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

Окончательное решение

Осмотрев объект, комиссия принимает один из трех вариантов решения:

  1. О соответствии дома критериям пригодности для проживания в нынешнем состоянии;
  2. О выявлении оснований признать здание пригодным для проживания после капитального ремонта либо реконструкционных работ;
  3. О выявлении оснований признать дом непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Если межведомственная комиссия признала дом пригодным для проживания, но постановила, что он нуждается в капитальном ремонте, стоит поспешить с реализацией ее предписания. В случае, когда жильцы дома платят за капремонт, сбрасываясь в «общий котел», капитального ремонта можно ожидать долгие годы, в порядке официальной очереди. Поэтому лучше создать свой счет дома и собирать деньги на него. Как открыть спецсчет на капремонт дома, узнайте тут.

Заключение межведомственной комиссии отражается в составленном акте. Член комиссии, не согласный с позицией большинства, вправе оформить письменный протест (особое мнение), который обязательно прилагается к акту.

Окончательное решение о признании жилья ветхим и аварийным принимает муниципалитет, а не сама комиссия. Местные власти обязаны уведомить о своем вердикте собственников жилья в течение пяти дней с момента принятия.

Лицо, подавшее заявление о признании дома непригодным для проживания, вправе обжаловать решение властей в судебной инстанции. В случае бездействия муниципалитета либо межведомственной комиссии жалоба подается в суд или прокуратуру.

Что делать если межведомственная комиссия не признает дом аварийным

По окончанию срока экспертизы и проверки всех документов комиссия составляет заключение в 3-х экземплярах, где может признать МКД:

  1. аварийным и подлежащим сносу;
  2. аварийным и подлежащим реконструкции;
  3. нуждающимся в капитальном ремонте;
  4. пригодным для жилья, за исключением некоторых квартир;
  5. жилым и соответствующим жилищным условиям.

Когда ждать заключения и в какой форме? Комиссия исследует все документы, а также проводит дополнительную проверку дома в течение 30 дней согласно п.46 чт.IV Постановления. По окончанию экспертизы выносится заключение, которое составляется в письменной форме.

Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В соответствии с условиями программы переселение происходит так:

  1. Формирование региональной программы, цель которой в ликвидации аварийного жилья.
  2. Создание перечня аварийного и ветхого жилья.
  3. Принятие решения о полном снесении дома или его реконструкции.
  4. В случае предполагаемого сноса здания осуществление поиска равноценной жилплощади.

Как правило, жилплощадь подбирается там же, где и ранее проживали граждане. Но по желанию граждан и на основании полученного от них заявления может приниматься решение о переселении в иное место жительства. Каждый гражданин вправе уточнить сведения о внесении его дома в список аварийного жилья. Для этого необходимо обратиться к специальному государственному сайту.Вместо нового жилья собственнику аварийного помещения может выдаваться компенсация. Это быстро и бесплатно! Оглавление:

  • В каком случае дом признают аварийным?
  • Что необходимо делать, чтобы ваше жилье утвердили на снос?
  • Какие нужно подготовить документы для процедуры?
  • Грамотное составление заявления
  • Как и куда подавать бумаги?
  • Экспертиза жилья, напоминающего ветхое
  • Когда ждать заключения и в какой форме?
  • Если комиссия не хочет признавать МКД непригодным для проживания
  • Полезное видео

В каком случае дом признают аварийным? Чтобы признать многоквартирный дом аварийным, нужно детально ознакомиться с Постановлением Правительства РФ № 47. В этом документе содержатся все основные жилищные критерии, которые дают основания признать помещение непригодным для проживания.

  • Устанавливает, необходимо ли подавать какие-либо ещё бумаги;
  • Определяет состав специалистов, которые займутся исследованием дома;
  • Оценивают полученный результат;
  • Составляют акт обследования с принятым решением.

Для того чтобы комиссия начала действовать по инициативе граждан, им понадобиться приложить к заявлению:

  • Копии правоустанавливающих документов на жильё в указанном доме;
  • Заключение специализированного учреждения (необходимо, если заявители требуют признать дом аварийным и подлежащим сносу);
  • Заключение проектной организации относительно несоответствия несущих конструкций установленным требованиям;
  • Прочие бумаги на усмотрение заявителя.

Полномочия комиссии Обращаясь с заявлением, следует чётко понимать, чего ожидать от деятельности комиссии и какие решения она вправе принимать. Комиссия выходит на место, проводит обследование и составляет акты, на основании которых члены комиссии принимают решение о наличии (отсутствии) оснований для признания помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Решение комиссии оформляется в виде заключения. На рассмотрение заявления и принятие решения у комиссии 30 дней.

В течение 30 дней с момента получения заключения администрация принимает решение и издает распоряжение по каждому жилому помещению о признании пригодным (непригодным) для проживания, а по дому о признании пригодным для проживания или аварийным с указанием разумных сроков отселения граждан. В 5-дневный срок со дня принятия администрацией решения комиссия направляет экземпляр такого решения и заключения заявителю, который вправе обжаловать решение и заключение комиссии в судебном порядке в случае несогласия с ним.

Обычно сравниваются цены на подобное жилье и, исходя из этого, определяется стоимость квадратного метра. И если буквально взять рыночную стоимость аварийного жилища, то оно практически ничего не стоит.

Если местная власть слишком формально подойдет к оценке, то жильцы получат сущие копейки. Приобрести на эти деньги новое жилье попросту не реально.

Еще один существенный момент в получении квартиры, это правовой статус жильца. Если квартира приватизирована, то собственнику обязаны предоставить жилье равнозначной площади или выкуп. Если же гражданин является нанимателем, то для получения квартиры, ему потребуется встать на учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Предварительно потребуется получить статус малоимущего.

Только после постановки на учет гражданин сможет получить жилье по договору социального найма. Но при этом предоставлена квартира будет в порядке общей очереди.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический сайт