Образец (пример) жалобы (заявления) в Европейский Суд

Какие дела рассматривает ЕСПЧ?

Conseil de l’Europe — Council of EuropeStrasbourg, France — Страсбург, Франция

Европейский суд рассматривает индивидуальные жалобы по всей категории дел, рассматриваемых в национальных судах. Важно не то какие споры рассматривает ЕСПЧ и какие категории дел, а факт того допускались ли в ходе этого рассмотрения этих дел нарушения норм Конвенции или нет. Также имееет принципиальное значение 6 месячный срок обращения, т.к. такой критерий приемлемости выступает своеобразным заградительным барьером для жалоб.

Рассматривать жалобы могут:

  • единоличный судья;
  • Комитет, состоящий из трёх судей;
  • Палата, состоящая из семи судей;
  • Большая Плата.

Обычно Большая Палата не рассматривает жалобы, но Палата из семи судей может передать жалобу Большой Палате, если жалоба затрагивает серьёзный вопрос, для решения которого нужно толковать Конвенцию или Протоколы к ней. Или если решение по жалобе может войти в противоречие с ранее вынесенными решениями ЕСПЧ.

Образец (пример) жалобы (заявления) в Европейский Суд

Итак, в подавляющем большинстве случаев жалобы рассматриваются: одним судьей, Комитетом или Палатой.

Итак, жалоба попала к единоличному судье, в Комитет или Палату.

Единоличный судья не может вынести постановление. Всё, что он может – это признать жалобу неприемлемой и прекратить производство по делу или передать дело в Комитет.

Жалоба попадает в Комитет из 3-х судей, если ранее ЕСПЧ рассматривал много подобных дел, то есть если жалоба затрагивает повторяющийся вопрос.

Комитет может:

  • признать жалобу неприемлемой по собственной инициативе, и в таком случае производство по жалобе прекращается;
  • вынести постановление, то есть разрешить жалобу по существу (признать нарушение Конвенции или установить, что Конвенция не была нарушена).

Если жалоба не относится к повторяющимся делам, то её рассматривает Палата из 7-ми судей. Палата может:

  • признать жалобу неприемлемой;
  • разрешить жалобу по существу.

Перед тем, как рассматривать жалобу, Комитет и Палата связываются с правительством государства-ответчика, чтобы оно могло заявить письменные замечания по существу дела. Также перед рассмотрением дела по существу Комитет или Палата предложат заявителю и стране-ответчику заключить мировое соглашение.

Палата может передать жалобу Большой Палате. Мы упоминали это ранее.

После того, как Комитет или Палата выносят постановление, его копии рассылаются Комитету министров Европейского союза (исполнительного органа ЕС), заявителю жалобы и стране-ответчику, генсеку ЕС и заинтересованным сторонам. Оригинал постановления остаётся в архиве Европейского суда.

После этого страна-ответчик обязана исполнить постановление Европейского суда. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Исполнение решений ЕСПЧ (Европейского суда)».

Обращение в ЕСПЧ сопряжено со стрессом. Любому заявителю хочется узнать как можно больше о перспективах рассмотрения его жалобы и вообще о её судьбе. Поэтому часто возникает вопрос — как узнать номер жалобы в Страсбургском суде?

Порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ предполагает, что первоначально жалоба попадает в Центральный почтовый отдел суда, далее — в юридический департамент, а оттуда — юристу, который присваивает жалобе номер и изучает её на предмет приемлемости.

Юрист направляет жалобу единоличному судье, в Комитет или Палату с рекомендациями рассмотреть жалобу или признать её неприемлемой.

Только Комитет или Палата разрешают жалобы по существу, то есть выносят постановление. В постановлении может быть указано, что нарушения Конвенции нет или что оно имело место.

Письма из ЕСПЧ

Постановления направляются сторонам, Комитету министров Совета Европы и иным лицам.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Если Вы использовали все возможности национальной судебной системы, исчерпали их и остались неудовлетворенными результатом, то у Вас остается один правовой выход — это подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Жалобу в ЕСПЧ можно подать только на нарушение тех прав, которые предусмотрены Конвенцией о защите прав и основных свобод.

То есть Вам не решение должно не понравится (оно не нравится половине участников процессов), Вам должно не понравиться, что Российская Федерация не обеспечила Вам справедливое судебное разбирательство независимым судом. В Европейский суд по правам человека в Страсбурге подают жалобу (заявление, иск) на государство, которое не обеспечивает деятельность судебной системы в соответствии  с нормами, установленными Конвенцией о защите прав и основных свобод.

  1. Анализ правовой ситуации клиента.

  2. Анализ представленных клиентом документов.

  3. Выработка правовой позиции.

  4. Составление жалобы в ЕСПЧ.

  5. Согласование жалобы в ЕСПЧ с клиентом.

  6. Получение решения о приемлемости (неприемлемости).

  7. Представление в ЕСПЧ дополнительных документов и возражений.

  8. Получение постановления ЕСПЧ.

  9. Передача постановления ЕСПЧ клиенту.

  10. Предоставление клиенту отчета о результатах рассмотрения жалобы.

Образец (пример) жалобы (заявления) в Европейский Суд

Наши юристы имеют большой опыт составлению жалоб в ЕСПЧ. Разработка жалобы в ЕСПЧ — это их повседневная работа. Обратившись к нам за помощью, Вы получаете квалифицированные услуги опытного специалиста, который грамотно подготовит для Вас жалобу в ЕСПЧ.

Жалоба попала в суд. Каково дальнейшее движение жалобы в ЕСПЧ?

Жалобы поступают в Центральный почтовый отдел Суда. Там жалобы сортируют и отправляют их в юридическое подразделение, которое занимается жалобами из соответствующей страны. Жалоба из России попадёт в юридическое подразделение, занимающееся Россией.

Далее жалобе присваивается номер, и её изучает юрист. Он оценивает жалобу по критериям приемлемости и готовит соответствующий доклад для единоличного судьи, Комитета или Палаты. Если юрист укажет, что жалоба не соответствует критериям приемлемости, то жалоба отправится к единоличному судье и это с высокой долей вероятности означает, что жалоба будет признана неприемлемой и отклонена. Таким образом именно юрист Секретариата определяет путь жалобы: единоличному судье, Комитету или в Палату.

При этом только Комитет и Палата имеют право вынести постановление — то, что так нужно заявителю.

Как узнать номер жалобы в ЕСПЧ

После юридического подразделения жалоба попадает к юристу ЕСПЧ, который изучает её. Он же присваивает ей номер. ЕСПЧ сообщает подателю жалобы или его предстателю этот номер в ответном письме. После того, как заявитель узнаёт номер, можно отследить судьбу жалобы на специальной странице сайта ЕСПЧ, введя номер в поле «PleaseenterApplicationnumber» и нажав кнопку «Submit».

Срок подачи жалобы в ЕСПЧ

Образец (пример) жалобы (заявления) в Европейский Суд

Подать жалобу в Европейский суд по правам человека можно в течение полугода с момента вынесения окончательного решения национального суда. Но тут не всё гладко.

В гражданском процессе изложенное выше правило действует: жаловаться в ЕСПЧ можно после того, как будет пройдена вторая кассация (четвёртая инстанция). А в уголовном процессе можно жаловаться уже после второй инстанции (апелляции). Почему так получается, мы писали в статье «Жалоба в ЕСПЧ по уголовному и гражданскому делу».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический сайт