Как составить договор купли-продажи сайта?

1. Определяемся с основными терминами

Сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Иными словами, сайт – это некое информационное пространство в Интернете, идентифицировать которое позволяет доменное имя или сетевые адреса.

Страница сайта в сети «Интернет»– часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Договор купли продажи сайта

В ГК РФ можно найти список основных объектов авторского права. Но веб-сайтов среди них нет. Таким образом, возникает вполне логичный вопрос о том, как же регулируется договор купли продажи сайта? Дело в том, что список объектов авторского права не носит исчерпывающего характера. И этот факт дает автору статьи надежду на то, что веб-сайт может быть объектом авторской подотрасли права.

Согласно одному из определений, веб-сайт – это соединение связанных между собой документов, принадлежащих физическому или юридическому лицу. Они размещены во всемирной паутине, а странички сайта связаны между собой не только доменом, но и тематикой, дизайном и структурой.

Многие юристы дискутируют по поводу того, является ли сайт объектом авторского права? В полемику вступил и исполнительный орган власти, это Министерство по делам печати и средсв массовых коммуникаций. Согласно его мнению, контент сайта является произведением, находящимся в объективной форме.

Итак, мы определились с тем, что доменное имя объектом гражданских прав не является, сайт же рассматривается в качестве составного произведения и охраняется как результат интеллектуальной деятельности.

С учётом правовой природы доменного имени заключение в отношении него договора купли-продажи невозможно, поскольку продать можно лишь то, что является собственностью – доменное имя ею быть не может. Как же тогда быть?

Ответ содержится в Правилах регистрации доменных имён. Они разработаны некоммерческой организацией «Координационный центр национального домена сети Интернет». Как указано в п. 2 ст. 15 Закона об информации, регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в РФ с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Следовательно, разработанные ей Правила имеют юридическую силу и должны соблюдаться.

Так вот в п. 6.1 этих Правил указано, что в течение срока регистрации доменного имени (за исключением периодов, указанных в пункте 6.5 настоящих Правил) администратор вправе передать право администрирования другому лицу, направив письменную заявку регистратору, осуществляющему поддержку сведений о доменном имени. Согласно п. 1.

С учётом изложенного видится, что правильным будет оформление передачи прав на доменное имя через уступку прав администрирования.

С сайтом дело обстоит проще. Дело в том, что как и на другие результаты интеллектуальной деятельности, у правообладателя в отношении сайта имеются исключительные права, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению. Один из способов – отчуждение исключительных прав на произведение.

Как составить договор купли-продажи сайта?

При заключении договора убедитесь, что продавец действительно обладает правами на сайт. В противном случае в дальнейшем претензии от законного владельца могут быть предъявлены Вам, независимо от того, что Вы действовали добросовестно. Что может являться гарантией?

Какой-либо государственной регистрации сайтов как объекта гражданских прав в России не предусмотрено, таким образом требовать свидетельство, сертификат или иных подобных документов Вы не можете. Необходимо исходить из того, что автором произведения является лицо, творческим трудом которого оно создано (ч. 1 ст.

Трудовые договоры с сотрудниками, где чётко прописано, что всё создаваемое ими в рамках осуществляемой трудовой деятельности, является служебным произведением, т.е. исключительные права возникают у работодателя. При этом необходимо также ознакомиться с должностной инструкцией такого работника, поскольку если создание конкретного результата интеллектуальной деятельности, не входило в его обязанность, то все права сохраняются за работником.

Если работу выполняли сторонние организации или фрилансеры, то подтверждением приобретения авторских прав будет являться договор авторского заказа или отчуждения прав на созданное произведение. При этом помимо договора должен иметься акт приёма передачи, в котором интеллектуальная собственность будет чётко определена.

Если продажу сайта осуществляет физическое лицо (со статусом ИП или без), самостоятельно его создавшее, то дело обстоит сложнее. Но и тут есть варианты. В качестве доказательств могут послужить записи в блогах и соц. сетях. Также можно обратиться к нотариусу за заверением информации с сайта, а именно знака охраны авторского права, который обычно размещается в «подвале» сайта.

Важно понимать, что в договоре необходимо отразить ВСЕ объекты авторского права, которые подлежат передаче по договору. В противном случае договор можно вообще не заключать, так как не будет определён его предмет. Более того, это чревато негативными практическими последствиями.

Представьте, Вы хотите купить у конкурента сайт, поскольку Вам нравится его контент, оформление, структура и проч. Конкурент соглашается. Вы заключаете договор, где указываете, что продавец обязуется передать дизайн Интернет-сайта, права на литературные произведения, программы ЭВМ, текстовые и графические материалы и т.д.

Договор подписан, Вы отдаёте продавцу деньги, он Вам – все пароли. Только зайдя на сайт после завершения сделки, Вы обнаруживаете, что всё, что на нём есть – это приветственная фраза: «Хорошего дня!» и пара картинок. Конкурент тем временем регистрирует новое доменное имя и размещает на привязанном к нему сайте всю ту информацию, которая была на прежнем. Вы никак не докажете, что являетесь законным правообладателем.

Да, объёмы информации, которую необходимо «приложить», могут быть гигантскими. Но это вопрос защиты Ваших прав. Единственное, что можно упростить, это заменить бумажный носитель CD-R диском, не допускающим замены и удаления записанной на него информации.

Ещё один важный момент – это показатели сайта. Если Вы соглашаетесь на сделку, поскольку Вас впечатлили показатели, о которых рассказал продавец (позиция в поисковиках, статистика ключевых запросов, конверсия и проч.), включите их в качестве существенного условия в договор. Конечно, они подвержены динамике, поэтому указывайте диапазоны.

Важнее даже нижняя планка, которая Вас устраивает. Это необходимо для того, чтобы если впоследствии выяснится, что показатели были искусственно улучшены на краткосрочный период для заманивания покупателя, Вы могли бы расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченных денежных средств. Но это лишь страховка – лучше поручить специалистам проверить эту информацию до заключения сделки, чтобы не тратить потом время на судебные тяжбы и выбивание денег.

Итак, купля-продажа сайта оформляется договором отчуждения исключительных прав на сайт как составное произведение.

Реалии таковы, что на текущий момент юридическим оформлением передачи прав на сайт и доменное имя редко кто озадачивается. А если и озадачивается, то делает промежуточный вариант – «договор без подробностей», что на самом деле равносильно его отсутствию. На мой взгляд, лучше себя максимально обезопасить.

Источники:

  1. Hurter E. International Domain Name Classification Debate – Are Domain Names Virtual Property, Intellectual Property, Property, or Not Property at All // Comparative and International Law Gournal of Southern Africa. 2009. № 42. P. 289.
  2. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. 640 с.

Статья подготовлена с использованием нормативных правовых актов в редакции, действующей на 22.02.2017 г.

3. Оформление купли-продажи сайта и доменного имени

Статьёй 128 ГК РФ определён перечень объектов гражданских прав, к которым относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Вопрос о возможности отнесения доменного имени к одному из этих объектов по сей день остаётся в доктрине дискуссионным. То ли это разновидность интеллектуальной собственности, то ли продукт договора между лицом и регистратором, то ли просто выполняет техническую функцию средства адресации [1]. В отечественном праве А.И. Савельев выделил два основных подхода: доменное имя как средство индивидуализации и средство адресации в Интернете [2].

Так или иначе, в ст. 1225 ГК РФ, содержащей закрытый перечень результатов интеллектуальной деятельности, доменное имя не значится, что делает невозможным на текущий момент отнесение его к такому объекту гражданских прав как средство индивидуализации.

Думается, имеет смысл подойти к решению этого вопроса с другой стороны. Доменное имя возникает как таковое только с момента его регистрации. Регистрация осуществляется на основании договора между лицом и уполномоченным регистратором. Таким образом, доменное имя можно было бы рассматривать как результат работ.

Значит, при текущем правовом регулировании доменное имя следует рассматривать как производное от договора оказания услуг между пользователем и регистратором, а следовательно объектом граждански прав оно не является.

С сайтом дело обстоит тоже весьма неоднозначно. Подробно этот вопрос был разобран в статье «Создание сайта: юридическое оформление» (раздел 1: Сайт как правовая категория). Если кратко, то сайт однозначно является интеллектуальной собственностью и помимо этого подпадает под такой объект гражданских прав, как результат работ.

Текст — это объект авторского права?

Ответ положительный. Таким образом, сайт, как место размещения произведений, тоже признается объектом авторских правоотношений. Следуя логике, напрашивается вопрос о том, насколько правомерен договор купли продажи сайта?

В том случае, если сайт – это объект авторской подотрасли гражданского права, то целесообразнее было бы составить авторский договор о передаче исключительных прав. Кратко суть такого соглашения можно сформулировать так. Этот договор разрешает применение произведения определенным способом и в пределах, установленных им же, но только в отношении того лица, которому передаются права.

В свою очередь, пользователь по данному договору имеет право запрета использование произведения иным лицам, включая и автора, который передал права. Все это и иные нюансы оформляются авторским соглашением, а не таким документом, как договор купли продажи сайта. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический сайт