Жалоба в ФАС — документы и заявление

Жалоба в ФАС России

И государственный и частный секторы экономики при реализации своих задач регулярно сталкиваются с проблемами в сфере конкуренции, тарифного регулирования, госзакупок, рекламы и других составляющих правоотношений в торговле. В этой связи Жалоба в ФАС России и ее рассмотрение – одна из самых востребованных форм взаимодействия государственной власти с представителями хозяйствующих субъектов и гражданами.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

С помощью нашего сайта вы сможете быстро сориентироваться в случаях, когда точно имеет смысл жаловаться в антимонопольную службу, а также понять для себя процедуру подачи и особенности рассмотрения жалобы в ФАС России.

Жалобы в ФАС поступают в связи с допущенными нарушениями федерального законодательства. И чаще всего это жалобы, основанные на Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” или на Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Остановимся подробнее на этих разновидностях жалоб в ФАС.

Пример нарушения Заказчиком нормативных документов ( Жалоба в ФАС )

Участие в аукционах часто приводит к конфликтным и просто неоднозначным ситуациям. Желание какой-либо структуры оттеснить одного или нескольких участников, сговоры, затягивание сроков приема заявок – то, с чем часто встречаются, подрядчики. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, то обращаться нужно именно в антимонопольную службу.

Важно понимать, кто в каком случае имеет право подать жалобу:

  1. на содержание конкурсной документации — любое лицо;
  2. на действия комиссии или заказчика при рассмотрении заявок, подведении итогов, проведении аукциона или иных действиях, совершенных после срока окончания подачи заявок — только лицо, подавшее заявку.

Формулировок жалоб немало. Каждая из них эффективна в конкретном случае. Их виды зависят от типа конкурса:

  1. заказ для федеральных нужд госорганами и органами, управляющими внебюджетными фондами: жалоба на поведение заказчика во время размещения заказа, его действие или бездействие;

  2. участвуя в закрытом конкурсе для потребностей субъекта РФ или муниципальных нужд, Вы также можете написать жалобу в ФАС на действия или бездействия заказчика;

  3. будучи участником электронного аукциона, Вы можете обжаловать действия оператора электронной торговой площадки, в том числе, если у вас возникли проблемы с аккредитацией.

Совет: если Вы подаете жалобу в антимонопольную службу на нарушение законодательства о госзаказе, очень важно не терять времени из-за незнания формальностей. Именно поэтому лучший выход – доверить подготовку специалистам, обратившись в «РусТендер».

  • Жалоба в ФАС на документацию должна быть подана до того, как закроется прием заявок на участие;

  • она должна быть в письменной форме и заверена личной или электронной подписью;

  • действия оператора ЭП обжалуются в течение 30 дней, а жалоба на заказчика должна быть подана до заключения контракта, в течение 10 дней с даты размещения итогового протокола;

  • о месте и времени рассмотрения обращения Вы узнаете в течение двух дней после подачи документов.

В ходе рассмотрения проводится проверка, по итогам которой Ваше обращение может быть признано обоснованным, необоснованным или частично обоснованным.

В чем же главная цель подачи жалобы в ФАС? В выявлении нарушений закона: если таковые будут выявлены, то контракт не будет заключен до их устранения.

Еще раз стоит отметить, что любая жалоба в ФАС составляется в письменной форме, других особых требований к форме жалобы в ФАС, кроме установленных ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, нет.

Включите в жалобу следующие обязательные сведения, если вы подаете жалобу в ФАС по 44-ФЗ:

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика (вы можете взять эти сведения из документации или извещения о закупке);
  • наименование и место нахождения вашей организации;
  • название и номер закупки;
  • указание на действия заказчика, которые обжалуются, и ваши доводы;
  • документы, которые обосновывают ваши доводы. (Это могут быть копии протоколов, заявки, документация, скриншоты с сайта электронной площадки, любые другие сведения, которые, по вашему мнению, имеют значение для рассмотрения жалобы);
  • доверенность, если жалобу подписал не руководитель, а лицо по доверенности;
  • документ, подтверждающий полномочия руководителя вашей организации. Несмотря на то что сам ФАС и суды неоднократно говорили, что подтверждать полномочия руководителя необязательно, мы рекомендуем приложить такой документ. Это снизит риск необоснованного возврата жалобы;
  • перечень документов, которые прикладываете к жалобе.

Подпишите жалобу. Если планируете подать жалобу в форме электронного документа, подпишите ее квалифицированной электронной подписью (ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи).

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 27 компенсирующего вида

Московского района Санкт-Петербурга «Надежда»

Адрес: 196191, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 47, к.3, литер. А.

Подана заявка (Идентификационный номер 104) на участие в электронном аукционе № 0372200103919000001 на выполнение работ по установке системы АУПС и СОУЭ в помещениях ГБДОУ детский сад №27 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга «Надежда» в 2019году (ИКЗ: 192781021527978100100100060014321000) с начальной (максимальной) ценой контракта 1 666 568 руб., которая отклонена комиссией.

НАРУШЕНИЯ ЗАКАЗЧИКА НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ и РАЗМЕЩЕНИЯ АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ЗАКУПКУ

  1. Заказчик в документации установил завышенную или необоснованную цену.
  2. Заказчик разместил закупку, на ненужные заказчику товары, услуги, работы и предметы роскоши.
  3. Техническое задание, созданное под товар единственного, конкретного производителя.
  4. Произвольное изменение название предмета закупки для противозаконного изменения типа и вида торгов.
  5. Затруднение поиска закупки, искусственными методами.
  6. Безальтернативная закупка, принципиальное отсутствие поставки аналогичных товаров.
  7. Разноплановые работы, услуги объединены в один лот.
  8. Поставка не существующие в природе услуг, работ, товаров.
  9. Явная преференция закупки под «свою» компанию.
  10. Нереальные сроки выполнения работ.
  11. Некорректное описание требований к услугам, работам, товарам, многочисленные ошибки и опечатки
  12. Отсутствие проектно-сметной документации в закупках где она должна быть.
  13. Имеются незаконные требования о предоставлении документов, не требующихся по закону.
  14. Игнорирование запросов на разъяснение.
  15. Техническое задание с манипуляции понятием эквивалентности.

Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе подачи заявок -жалоба в УФАС на размещённую аукционную документацию.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ПОДАЧИ ЗАЯВОК ЖАЛОБЫ НА АУКЦИОННУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ ФАС НЕ РАССМАТРИВАЕТ, ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ЗАКАЗЧИКА.

  1. Жалоба в ФАС на отклонение заявки по формальным основаниям, не относящимся к предмету закупки.
  2. Жалоба на ошибочное отклонение заявки (Техническая ошибка заказчика)
  3. Жалоба на неправомерное отклонение по основаниям отсутствующим в законодательстве о закупках для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
  4. Жалоба на неполное или неверное составление и размещение протокола оценки и/или сопоставления заявок участников закупки.
  5. Жалоба на отсутствие обоснования при отклонении заявки, в протоколе имеется только ссылка на статью закона.
  6. Жалоба на создание искусственных барьеров для подачи жалобы.

Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе рассмотрения заявок -жалоба в УФАС на неправомерное отклонение заявки участника закупки и противозаконный недопуск к закупке.

При наличии признаков картельного сговора в процессе проведения закупки.

Заказчика подписывает контракт, не с участником, предложившим наименьшую цену.

У заказчика постоянно побеждает одна и та же компания либо пул связанных между собой компаний по очереди.

Заказчик ограничивает количество участников закупки, незаконными методами.

Все вышеперечисленные события могут являться основаниям для подачи жалобы в ФАС.

В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА ЗАКАЗЧИК ТАКЖЕ МОЖЕТ НАРУШАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАКУПКАХ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИАЛЬНЫХ НУЖД.

  1. Заказчик может отказаться от приёмки работ по незаконным основаниям, не принимать качественно выполненные работы, по отсутствующим в контракте основаниям.
  2. Не применять законные штрафы за нарушение исполнителем условий контракта.
  3. Не применять законные пенни за нарушение сроков исполнения контракта
  4. Заказчик принимает услуги, работы, товары ненадлежащего качества.
  5. Не расторгает контракт при существенном нарушении условий контракта поставщиком.
  6. Заказчик меняет цену контракта после проведения аукциона.
  7. Сомнительное расторжение контракта по соглашению сторон, при отсутствии законных оснований.
  8. Не подаёт информацию в ФАС на внесение недобросовестных исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков.
  9. Заказчик неэффективно использует услуги, работы и товары полученные в результате закупки.

В вышеперечисленных случаях имеет смысл подавать жалобу в контрольные органы по ведомственной принадлежности заказчика или в прокуратуру.

Наши специалисты обеспечат Вам помощь и защиту ваших интересов при нарушениях заказчиком ваших прав на этапе размещения аукционной документации и необоснованном отклонении заявки, в рамках законодательства о государственных закупках.

У участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, случаются ситуации, когда они видят нарушение своих законных прав. Контрольные органы в сфере закупок, защищают интересы таких участников.

Жалоба в ФАС - документы и заявление

Для защиты своих интересов необходимо обратится в соответствующие органы. При обращении с жалобой в ФАС, необходимо соблюсти требования к жалобе, грамотно обосновать свои претензии к заказчику, и подкрепить свои требования нормативно-правовыми актами. Мы можем подготовить Вам жалобу в ФАС в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и при необходимости принять участие в заседании комиссии УФАС г.

Москвы, и УФАС Московской области. Мы имеем огромный опыт по успешной защите интересов как участников закупок, так и заказчиков. Так как обращение в ФАС строго регламентировано, во избежание отказа в приеме жалобы, рекомендуем для защиты своих интересов обратиться к специалистам, имеющим опыт работы с органами ФАС.

Заказчик, составляя форму 2 нарушил нормативный документ, указав несуществующее требование к длине гвоздей с плоской головкой (не менее 60 мм), тогда как, согласно ГОСТ длина гвоздей не может превышать 50 мм. Участник, не имея возможности подать запрос разъяснений, пошёл на поводу у заказчика и указал в предложении длину гвоздя с плоской головкой; 60 мм.

Заказчик, который, судя по всему, ошибся умышленно, заявку отклонил из-за несоответствия параметра длина гвоздя ГОСТу. Участник обжаловал отклонение, указав в жалобе, что заказчик ошибся сам, а он лишь строго выполнил его требования, не нарушил Инструкцию, а запрос разъяснений подавать не обязан. Комиссия ФАС, отметив, что заказчик ошибся сам, но в то же время гвозди с плоской головкой длиной 60 мм не выпускаются промышленностью обязала заказчика провести повторное размещение процедуры с устранением данной неточности.

  1. Если заказчик нарушил нормативный документ, а участник, не подав запрос разъяснений, не пошёл у него на поводу, и указал в предложении значение параметра, или характеристики, соответствующий нормативному документу, но противоречащее Инструкции или требованиям формы 2, ситуация меняется. Во-первых, мало кто из заказчиков в здравом уме решится отклонить заявку, если обнаружит свою техническую ошибку или «взлом» ловушки. Если он все же и решится на это, то ФАС вряд ли примет его сторону. В лучшем случае ему светит «переторжка», в худшем – признание жалобы обоснованной.

Жалоба в ФАС электронно

Для обращения через сайт ФАС России корректно заполните форму обращения. Соблюдайте правила правописания.

Указывайте в обращении полные сведения, все факты и обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения вашего обращения.

Ответ на официальном бланке ФАС России направляется на почтовый адрес. При необходимости получения ответа на электронный адрес укажите это в обращении.

Жалоба в ФАС рассматривается в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

Жалоба в ФАС РФ рассматривается в течение 30 дней. В исключительных случаях и в случае направления запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней.

ФАС Москвы жалобы

Будучи территориальным антимонопольным органом ФАС Московской области рассматривает жалобы, поступившие с подведомственной территории.

Московское УФАС России 107078, г. Москва, Мясницкий проезд, д. 4, стр. 1

Причины обращения в ФАС

Ваша заявка на участие в аукционе «Выполнение работ по установке системы АУПС и СОУЭ в помещениях ГБДОУ детский сад №—————————————-» (————————), время проведения: 03.06.2019 13:15 — отклонена, номер регистрационной заявки: 104. Обоснование отказа: на основании п.2 ч.4 ст.

67 Закона 44-ФЗ; (Обоснование решения – В нарушение требований инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, участником закупки в заявке указана информация, предусмотренная ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013, которая не соответствует требованиям документации о таком аукционе. 1.

Так, в заявке участника по позиции № 1 в части указания: «Покрытие коробки окрашивание». В Требованиях заказчика было установлено: «Покрытие коробки оцинковка или окрашивание». Согласно инструкции по заполнению заявки: «Наличие в требованиях по показателю символа «*» (символ звездочка) либо значение показателя находится в круглых скобках (…) или если требования по показателю относятся к сроку службы, покрытию коробки, сечению двухпроводного кабеля то показатель относится к показателям, значения которых не подлежат изменению».

«При установлении значения показателя, содержащего «» (обратный слеш), данный символ нужно трактовать как необходимость указания одного варианта из перечисленных параметр (за исключением случаев указания марки материала или товара)». Таким образом, участником представлена информация несоответствующая требованиям аукционной документации. 3.

Так, в заявке участника по позиции № 26 в части указания: «Огнестойкость кабеля 180 мин». В Требованиях заказчика было установлено: «Огнестойкость кабеля требуется не меньше 180 мин». Согласно инструкции по заполнению заявки: «При отсутствии в настоящей инструкции порядка описания в отношении какого-либо слова, словосочетания, символа, знака, использованного в требованиях к показателю, участник не должен изменять значение такого показателя». Таким образом, участником представлена информация несоответствующая требованиям аукционной документации)

Согласно инструкции первая часть заявки должна содержать конкретные значения показателей, единицы измерений значений показателей, наименования показателей, наименования товаров, сформированных на основании установленных в документации требований к показателям и настоящей инструкции по заполнению первой части заявки.

В отношении значений, обозначенных с использованием слов, словосочетаний и знаков: «не < … не > …», «должно (-на, -ен) быть …– … », «≥… и ≤…», «не менее … , но не более …», «не < … , не >…», «от … по…», «≥… , ≤…», «≥… , не >…», «≥…и не >…», «не менее … не более …» — участник должен представить не диапазонное конкретное значение, находящееся в рамках диапазона значений (допустимо включать крайние значения требований).

В отношении значений, обозначенных с использованием слов, словосочетаний и знаков: «> … и ≤…», «более… , но не более…», «больше … , но до …», «от … и по…», «более… , не более…»,  «>… , но ≤…», — участник должен представить конкретное не диапазонное значение, находящееся в рамках диапазона значений (недопустимо включать крайнее нижнее значение требований).

В отношении значений, обозначенных с использованием слов, словосочетаний и знаков: «> … и <…», «…~ …», «выше … , но ниже …», «выше … и менее …», «должен (-на, -но) превышать … и быть <…», «от … до …», «более… менее…», «должен (-на, -но) превышать … , но быть не  ≥ …»,  «>…<…», «менее … и превышает…», «…–…

» — участник должен представить конкретное диапазонное значение, находящееся в рамках диапазона значений (не включая крайние значения требований). Правило в данном абзаце применяется к описанию требований, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений. Если ниже предусмотрен иной порядок предоставления сведений, он является приоритетным.

Наличие в требованиях по показателю слова «интервал» (или его производные) либо слов, словосочетаний «может», «могут», «может быть» означает, что показатель относится к показателям, значения которых не подлежат изменению. Наличие в требованиях по показателю конструкции «св. … до…» либо если требования по показателю относятся к числу жил или модулю крупности или фракции товара, то показатель относится к показателям, значения которых не подлежат изменению.

Наличие в требованиях по показателю символа «*» (символ звездочка) либо значение показателя находится в круглых скобках (…) или если требования по показателю относятся к сроку службы, покрытию коробки, сечению двухпроводного кабеля  то показатель относится к показателям, значения которых не подлежат изменению.

Жалоба в ФАС - документы и заявление

При отсутствии в настоящей инструкции порядка описания в отношении какого-либо слова, словосочетания, символа, знака, использованного в требованиях к показателю, участник не должен изменять значение такого показателя.

В случае установления в документации диапазона значений показателя вида «±…», « /-…» участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, в котором нижней границей является неположительное число, равное или превышающее нижнюю границу установленного в документации диапазона значений показателя, а верхней границей является неотрицательное число, не превышающее верхнюю границу установленного в документации диапазона значений показателя.

Инструкция составлена таким образом, чтобы минимизировать конкуренцию среди участников как можно больше. После ознакомления с инструкцией у участника невольно появляется ощущение, что заказчику нужен участник, который умеет обходить «ловушки» в первой части заявки, а не добросовестный подрядчик, который выполнит работу за меньшую стоимость.

Например, где-то необходимо представить не диапазонные значения, где-то диапазонные, где-то можно включать, где-то запрещается включать крайние границы диапазонов, где-то необходимо представить один из вариантов, где-то все варианты нужны, не говоря уже о шрифте приложения № 5 к техническому заданию (при распознавании программа путает буквы «д» и «б»).

Самая главная цель заказчика как можно меньше участников в аукцион допустить. 

Потребительские свойства используемых товаров не изменятся, если использовать окрашенную коммутационную коробку, аккумулятор с клеммами в виде скоб или зажима, кабель с огнестойкостью 180 мин или не меньше 180 мин.

Следовательно, комиссия заказчика отказал в допуске за те характеристики используемых товаров, которые никак не влияют на результат, а по факту ему нужны коммутационная коробка со степенью защиты: IP41 и количеством отверстий для ввода кабеля 6, аккумулятор с емкостью 40 а/ч, кабель специальный, огнестойкий, парной скрутки.

Главная

— в плане-графике заказчика отсутствует описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;

— в аукционной документации содержится информация об описании объекта закупки, которая отсутствует в плане-графике;

— несоответствие документации электронного аукциона и плана-графика в части установления дополнительных требований к участникам закупки (лицензия).

Прежде чем подавать заявление в ФАС, необходимо знать, что входит в его полномочия. Кроме описанных выше функций, сотрудники ФАС также противодействуют преступным сговорам, связанным с умышленным одновременным завышением стоимости товара несколькими торговыми сетями, навязыванию дополнительных услуг покупателям, нарушениям законов, связанных с рекламой.

Если юридическое лицо заметило что-то подобное, это является основанием для обращения в ФАС.

  1. Действия естественных монополий, выходящие за рамки закона.
  2. Любые нарушения, связанные с антимонопольным законодательством.
  3. Выход за рамки закона в рекламной сфере.
  4. Неправомерные действия комиссий (на аукционах и конкурсах) во время произведения госзакупок.

Жалобу можно подать, к примеру, в случае необоснованного отказа принимать заявку на тендер, выявления нарушений во время его проведения, из-за сбоев электронной площадки, происходящих во время проведения аукциона. Все подобные случаи являются основанием для выдвижения аргументированных претензий в Федеральную Антимонопольную Службу.

ПОДГОТОВКА ЖАЛОБЫ В ФАС. Жалоба в ФАС

Очень важно подготовить все необходимые документы оперативно и оформить их в соответствии с требованиями закона. От этого во многом зависит вероятность быстрого и благоприятного для Вас решения о нарушении в сфере госзаказа.

Доверьтесь команде профессионалов компании «РусТендер». Наши специалисты обладают большим опытом работы в сфере госзаказа, а это значит, что мы сумеем обойти подводные камни и опасные мели. Хотите подать жалобу в ФАС? Просто оставьте на заявку на сайте или позвоните по бесплатному номеру 8-800-700-23-26 и мы:

  1. проанализируем ситуацию;

  2. подготовим документы так, чтобы не допустить затягивания дела;

  3. подадим пакет документов с соблюдением всех сроков.

Работа с нами – это оперативная помощь Вашему бизнесу. Наша компания оказывает целый комплекс услуг в сфере госзаказа и закупок государственных компаний. Нам есть что предложить, как опытным, так и начинающим игрокам.

  1. Наши специалисты готовы подготовить Вам жалобу в ФАС в рамках с действующего законодательства.
  2. Услуга называется «Жалоба в ФАС. Подготовка. Сопровождение
  3. Наши специалисты готовы принять участие в подготовке жалобы, в работе комиссии по рассмотрению вашей жалобы на действия заказчика в УФАС г. Москвы и УФАС Московской области.

В случае, если Вы считаете необходимым самостоятельно защитить свои интересы, и подготовить жалобу самостоятельно, рекомендуем на первом этапе определиться с «предметом» жалобы, целесообразностью подачи жалобы в УФАС, определиться с регламентированными сроками приёма жалобы.

Далее имеет смысл изучить соответствующую нормативную базу, регулирующую сферу деятельности ФАС. Подготовить доказательства и аргументы, подтверждающие вашу правоту. Жалоба должна быть подана в регламентированные сроки, в письменном виде, с помощью электронной почты или на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФАС.

Жалоба в электронном виде должна быть подписана электронной подписью, при подаче жалобы на бумажном носителе, живой подписью и печатью. При подготовке жалобу требуется соблюсти форму, в соответствии с нормативами и требованиям законодательства и рекомендациями аппарата ФАС. К жалобе необходимо приложить копии документов о правомочности лица, подписавшего жалобу и доказательной базы, то есть документов подтверждающих нарушение прав заявителя.

Пример отклонения жалобы в ФАС

Единого правильного образца жалобы в ФАС нет и не может быть. И это правильно с точки зрения соблюдения гражданских свобод. Федеральное законодательство выработало и утвердило минимально необходимый и достаточный для рассмотрения жалобы в ФАС по существу перечень требований и ничего большего не может требовать от заявителя и, соответственно, оснований отказать в принятии и рассмотрении жалобы ограниченное количество.

В этой связи вы можете ознакомиться с предлагаемыми нами формами жалоб ФАС и на основании них составить свою жалобу, просто заменив отдельные компоненты.

Заявка на запрос котировок на поставку гречневой крупы была отклонена из-за того, что вместе с заявкой была представлена выписка из ЕГРЮЛ, не подписанная ЭЦП. Отклонение было успешно обжаловано в ФАС, поскольку там не увидели проблемы в отсутствии ЭЦП у выписки из ЕГРЮЛ, сочтя её лишним документом, которые закон прилагать к заявкам не запрещает.

Отклонение за непредоставление участником протокола одобрения крупной сделки не оспаривается, но только в том случае, если участник должен его предоставить по закону. В случае же, когда, например, участником запроса котировок является ИП, оно, разумеется, не требуется. К сожалению, некоторые заказчики об этом забывают, огульно отклоняя заявки без одобрения крупной сделки. При обжаловании таких отклонений, шансов доказать правоту у них нет.

Жалоба в ФАС - документы и заявление

К заявке на запрос котировок на поставку совковых лопат участник (ИП) не приложил Одобрение крупной сделки, которое и ранее никогда не прикладывал к тендерным заявкам. Заявка была отклонена. Участник обжаловал её и добился победы. В ФАСе заказчику указали, что, во-первых, Индивидуальный Предприниматель является сам себе хозяином и для принятия решения не должен получать ни от кого одобрения, а во-вторых, требование о предоставлении Одобрения крупной сделки распространяется только на юридических лиц, а ИП таковым не является.

Заказчик может установить в котировочной документации и дополнительные требования, например, к последовательности пунктов и нумерации страниц заявки, простановке подписей и печатей. Но ему не следует забывать о том, что пословица «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» неприменима к сфере государственных закупок, в том числе, способом запроса котировок, где объем предоставляемой информации строго ограничивается частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. И попытки расширить его обрекаются на провал ФАСом или арбитражным судом.

В котировочной заявке на поставку надувной лодки участник пронумеровал документы дискретно, в то время как заказчику требовалась сквозная нумерация. Заказчик заявку отклонил. Участник обжаловал отклонение в ФАС и добился победы. Заказчик, в свою очередь, обжаловал решение ФАС в арбитражном суде. Однако суд принял точку зрения ФАС, пояснив, что котировочная заявка в полном объёме содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Заказчик сделал безуспешную попытку оспорить решение суда в вышестоящей инстанции, но апелляционный суд оставил данное решение без изменения.

Обжалование отклонений заявок в Федеральной Антимонопольной Службе (ФАСе) – задача непростая. Дело в том, что с одной стороны ФАС в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, а с другой – решение принимается в соответствии со своими убеждениями. Поэтому человеческий фактор (например, элементарная невнимательность, неопытность) часто имеет место. Ниже приведены некоторые рекомендации по подготовке жалобы в ФАС и поведению во время её рассмотрения.

  1. Бесполезно предъявлять претензии к документации при обжаловании отклонения. Комиссия ответит, что жаловаться на документацию надо было до истечения срока подачи заявок, а не после рассмотрения заявки.

Заявка участника была отклонена из-за двух несоответствий ГОСТу значений показателей, представленных в разделе «предложение» в форме 2. Участник обжаловал отклонение, надеясь на переторжку, указав, что форма 2 составлена заказчиком небрежно, с техническими ошибками. В частности, неправильно указаны требования к размерности («метры в квадрате» и «метры в кубе»).

  1. Жалоба должна быть обоснованной. Заказчик в своем протоколе всегда указывает все причины отклонения. Если хоть одна причина не «отбивается», жалобу подавать совершенно бесполезно. Разве заявителя утешит тот факт, что из трех претензий заказчика ФАС сочтет обоснованными одну? Всё равно жалоба будет отклонена, и он пропустит аукцион.

Заявка участника была отклонена по трём основаниям. Причём две претензии заказчика нельзя было рассматривать всерьез, а третья – неуказание размерности показателя «длина плинтуса» вызывала сомнение в целесообразности обжалования. При этом заказчик сам не указал размерность в соответствующем пункте, но в Инструкции просил проставлять размерность показателей, если она есть в нормативных документах, даже если она не указана в форме 2.

  1. Если Вы пожалуетесь на документацию и одновременно подадите заявку, то можете успеть отозвать жалобу. В ФАС Москвы такая уловка может не пройти, ФАС может провести проверку даже после отзыва жалобы, процесс Вы уже не остановите. А ФАС Московской области, например, не станет проводить проверку, если Вы успеете отозвать заявку.

Заполнив сложную форму 2 к аукционной заявке на поставку стройматериалов в Московскую область, участник, не будучи уверенным в допуске, решил подстраховаться и подал вместе с заявкой жалобу на документацию. Вопреки его опасениям, заявка была допущена. Тогда он немедленно отозвал жалобу на документацию, ставшую не только ненужной, но даже вредной.

  1. Если заказчик нарушил нормативный документ, а участник, не подав запрос разъяснений, пошёл у него на поводу, указав в предложении несуществующий параметр, хотя и соответствующий требованиям формы 2 и инструкции возможны 2 варианта развития событий. Комиссия ФАС обяжет заказчика провести повторное размещение процедуры с исправленной документацией, либо признает отклонение обоснованным (это особенно вероятно, если участник из ложного стыда не исправит те технические ошибки заказчика, которые приводят к искажению значений конкретных показателей). Ведь, в конце концов, для таких случаев и предусмотрено законами 44-ФЗ и 223-ФЗ право участника подачу трех запросов разъяснений.

В Приложении № 4 к Техническому заданию, «Перечень требований к запасным частям, деталям, узлам, расходным материалам, используемым Исполнителем в ходе оказания Услуг», Заказчиком установлены неоднозначные требования к товарам, что лишает участников закупки возможности корректно подготовить Заявку. Данное нарушение 33 ст. 44 ФЗ присутствует на протяжении всего приложения № 4 к техническому Заданию.

1)  П. 5 Комплект роликов подачи.   Ресурс для черно-белой печати: не менее 273000 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы и не более 336000 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы.

Согласно требований инструкции Заказчика «В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», символа «/», «» — участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.»

Вместе с тем, у одного комплекта роликов подачи не может быть двух различных ресурсов (отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы). 

2)  П. 5 Комплект роликов подачи.   Ресурс для цветной печати: не менее 282000 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы и не более 318000 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы.

у одного комплекта роликов подачи не может быть двух различных ресурсов (отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы).

Жалоба в Федеральную Антимонопольную Службу

3) п. 17 Ремкомплект узла термозакрепления. Ресурс для черно-белой печати: не менее 81900 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы и не более 106200 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы.

Согласно инструкции заказчика, если требуемые значение указаны через союз «и», участник закупки должен предоставить все значения.

Вместе с тем у одного Ремкомплекта не может быть двух разных ресурсов работы.

                4) Аналогичная ситуация по п. 25 Чернильный картридж голубой повышенной емкости, п. 31 Принт-картридж пурпурный повышенной емкости, п 35 Комплект роликов подачи бумаги, п 37 Картридж с голубыми чернилами, п 42 Картридж с чёрными чернилами PG-510, п 46 Фьюзер, и сотням других пунктов.

5) п. 8354 Тонер-картридж пурпурный (совместим.).  Требование Заказчика «Ресурс для цветной печати: не менее 700 не более 1не менее 700 не более 2100 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы». Размещение требования к материалу подобным образом лишает участников Закупки в принципе подать предложение по данной характеристике, так как ресурс картриджа для цветной печати в принципе не может одновременно удовлетворять требованиям Заказчика «не менее 700» и при этом «не более 1» и при этом «не менее 700» и не более «2100».

                6) п. 8621 Тонер-картридж черный (совместим.). Требование Заказчика «Ресурс для черно-белой печати: не менее 5800 не более 1не менее 5800 не более 18200 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы».

Требования заказчика не менее 58000 и не более 1 противоречат друг другу, а совместно с другим требованием лишают возможности участника закупки корректно заполнить заявку.

Какую информацию содержит в себе жалоба, направляемая в ФАС?

Итак, рассмотрим, какие же сведения обязательны к включению в указанный перечень:

  • уникальный номер реестровой записи;
  • наименование контрольного органа;
  • содержание поступившего обращения (его текст);
  • дата поступления;
  • кто подал возражения;
  • информация о заказчике (заказчиках), его наименование;
  • данные о закупке (номер извещения, идентификационный код);
  • в случае принятия обращения — данные об уведомлении, а также место и время рассмотрения комиссией контрольного органа;
  • в случае отзыва обращения — данные об отзыве;
  • информация о возврате обращения с обязательным указанием оснований;
  • сведения об уведомлении лица о передаче обращения по принадлежности;
  • данные о результатах рассмотрения возражения (размещается и текст самого решения, и предписания, если оно было выдано);
  • данные о судебном акте, принятом по причине обжалования решения антимонопольного ведомства.

Если у гражданина возникли проблемы с документацией, связанной с покупками, уложиться необходимо во временной промежуток до окончания подачи заявлений на участие в тендере.

ЖАЛОБЫ В ФАС ДЛЯ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ УЗ

Если нарушения были допущены во время рассмотрения вторых частей заявок, подача заявления должна быть осуществлена до подписания контракта. В остальных случаях лицу дается 10 дней с момента размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС.

Срок рассмотрения жалобы зависит от сути претензии. В случае с тендерами, заявление рассматривается в течение пяти дней. Если жалоба касается сферы строительства, законодательство отводит сотрудникам ФАС 7 дней на ее рассмотрение. В иных случаях результат по жалобе должен быть выдан в течение тридцати дней (при необходимости срок может быть продлен до шестидесяти дней).

-вводной части;

-описательной части;

-мотивировочной части;

Резолютивной части.

-наименование органа принявшее данное решение;

-состав комиссии, принявшей решение;

-номер решения;

-дата принятия решения;

-место принятия решения;

-наименования сторон, заинтересованных в разбирательстве и привлечённых лиц;

-ФИО, присутствующих на заседании комиссии представителей сторон;

— информация о закупке, за исключением ситуаций, связанных с обжалований действий или бездействий оператора электронной торговой площадки, и связанных с нарушениями при аккредитации участников закупки на электронной площадке.

В описательной части решения должно присутствовать краткое содержание доводов жалобы, заявлений, объяснений, возражений, пояснений, ходатайств и доказательств лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Жалоба в ФАС - документы и заявление

-обстоятельства дела, установленные в процессе рассмотрения жалобы или проведении внеплановой проверки заказчика, на которых основываются выводы комиссии контролирующего органа.

-оценка доводов, имеющихся в решениях, принятых ранее органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления городского округа или муниципального района, уполномоченными на  

осуществление контроля в сфере закупок, результатах плановых и внеплановых проверок в отношении проверяемого по жалобе лица.

— указываются нормы законодательства Российской Федерации, на основании которых принято решение комиссии.

-информация о выявленных в результате рассмотрения жалобы или проверки нарушениях требований законодательства РФ, или иных законодательных актов о контрактной системе в сфере закупок услуг, работ, товаров.

-указываются выявленные нарушения законодательства РФ и иных правовых и нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок услуг, работ, товаров.

-указываются признаки состава административных правонарушений, и иных нормативно правовых актов.

-иные сведения, имеющие отношение к существу рассматриваемого дела.

-выводы комиссии о признании жалобы необоснованной или обоснованной, или обоснованной частично.

-выводы комиссии о нарушениях, которые были установлены в действиях или бездействии заказчика, уполномоченного учреждения или органа, комиссии по осуществлению закупки, членов комиссии, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, со ссылками на нормы законодательства и выясненные в результате рассмотрения жалобы или проведения проверки

-выводы комиссии о целесообразности передачи материалов рассмотрения жалобы и рассмотрении вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, и административном правонарушении.

-сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных правовых и нормативных актов о контрактной системе в сфере закупки услуг, работ, товаров.

-иные меры по устранению нарушений, включая обращение с иском в суд или передачи материалов рассмотрения в правоохранительные органы, органы контроля в сфере закупок и так далее.

При признании жалобы частично обоснованной, в резолютивной части решения, должна содержаться информация о том, какие доводы жалобы признаны обоснованными.

В ситуации, когда один из доводов жалобы, это обжалования положений аукционной документации о закупке после срока окончания подачи заявок, то рассмотрение такого довода не проводится, и в резолютивной части решения, указывается, то что рассмотрение данного довода не проведено в соответствии с ч. три и пять статьи сто пять закона о контрактной системе.

В ситуации когда доводами жалобы в ФАС являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки согласно пунктов три и четыре части первой статьи тридцать второй закона о контрактной системе, резолютивная часть должна содержать выводы комиссии , о том что жалоба не рассматривается в отношении результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критериям оценки заявок, перечисленных в пунктах три и четыре части один статьи тридцать два закона о контрактной системе и обжалование таких результатов оценки производится в судебном порядке.

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу в течении пяти рабочих дней с даты получения, за исключением ситуаций, когда для рассмотрения и принятия решение, комиссии необходимо запросить дополнительные документы.

Главная

ФАС подаёт информацию о поступившей жалобе оператору электронной торговой площадки, но не всегда приостанавливает процедуру торгов. ФАС имеет право приостановить процедуру торгов, но это не является обязанностью контрольного органа.

Рекомендуем, в просительной части, указывать требование о приостановке торгов.

Заявитель может отозвать жалобу на любом этапе рассмотрения её по существу, до момента принятия решения органом ФАС.

Заказчик, вправе направить в ФАС возражение на жалобу и участвовать в её рассмотрении лично, либо через своих доверенных представителей.

ФАС, в результате рассмотрения жалобы может принять одно из решений.

-признание жалобы необоснованной

-признание жалобы обоснованной, в том числе и частично обоснованной, и при необходимости выдать предписание об устранении выявленных в результате проверки нарушений.

-внести изменения в аукционную документации и запустить аукцион заново.

-повторное рассмотрение первых частей заявок.

Главная

По результатам рассмотрения жалобы, в случае выявленных нарушений на заказчика может быть наложен штраф в соответствии с положениями Административного кодекса.

Заявление о оспаривании решения Федеральной Антимонопольной службы может быть подано в течении трёх месяцев с момента принятия оспариваемого решения.

Заявление о обжаловании решения Федеральной Антимонопольной службы, должно содержать информацию, обязательную при составлении искового заявления, должно быть указано: название территориального УФАС, название, номер, и дата решения по жалобе, ссылка на права и законные интересы, нарушаемые оспариваемым актом, законы и подзаконные акты, которым противоречит решение, требование о признании решения недействительным.

К заявлению необходимо приложить документы, которые обязательны для общего искового порядка и копию решения УФАС.

В заявлении имеет смысл установить просьбу о приостановлении оспариваемого акта, с обоснованием необходимости приостановления.

В течение двух рабочих дней после поступления жалобы контрольный орган принимает решение о ее возврате по причине ее несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или о принятии к рассмотрению. При этом в ЕИС публикуется соответствующее уведомление, а также ставятся в известность заказчик, поставщик и оператор торгов.

Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники вправе направить в антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях, при этом он может заблокировать процедуру заключения контракта, то есть запретить подписание контракта заказчиком.

Решение по результатам рассмотрения может быть следующим:

  1. Необоснованная претензия.
  2. Частично обоснованная.
  3. Обоснованная.

В последних двух случаях выдается предписание устранить нарушения, выявленные в ходе разбирательства — изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или вовсе аннулировать их. Решение ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия, а одновременно направляет их поставщику, заказчику и оператору.

Прежде чем направить образец претензии, необходимо произвести тщательную оценку возможных рисков и оценить перспективы. Нужно чётко определить, кому адресован документ, и исключить вероятность отзыва.

На сегодняшний день нет регламентированного шаблона заявления в ФАС, но, при составлении данного документа необходимо привести его в полное соответствие требованиям и нормативам гражданского права. Претензия должна содержать в себе следующую информацию:

  • Личные сведения и контактные телефоны тех граждан, поступки которых, по мнению заявителя, были неправомерными;
  • Индивидуальные данные заявителя – дата и место рождения, контактный телефон, фактическое место проживания;
  • Сведения, касающиеся заказа – время публикации, название и номер;
  • Описание нарушений, совершённых заказчиком. Это могут быть неправомерные действия, а также бездействие.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический сайт