Досудебное урегулирование споров в арбитраже

Правильность направления претензии

Помимо обязательных случаев соблюдения претензионного порядка, процессуальный кодекс также содержит указания на случаи, когда направлять претензию контрагенту до обращения в суд не обязательно. Будущий истец сам решает, направлять претензию или нет, суд в любом случае примет к рассмотрению соответствующий иск.

   Итак, какие это случаи?

   Не требуется соблюдать досудебный порядок по делам:

  • ● если устанавливаются какие-либо факты, имеющие юридическое значение;
  • ● если лицом заявляется требование о том, чтобы ему присудили компенсацию за то, что судопроизводство длилось долго, в связи с чем было нарушено его право на рассмотрение дела судом в разумный срок; или было нарушено право лица на то, чтобы судебный акт был исполнен в разумный срок;
  • ● если оно связано с несостоятельностью (банкротством) контрагента;
  • ● связанным с корпоративными спорами;
  • ● касающиеся защиты прав и законных интересов группы лиц;
  • ● если заявление подается для рассмотрения в приказном производстве;
  • ● связанным с выполнением арбитражом функций по содействию и контролю в отношении третейских судов;
  • ● если необходимо признание или приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

   Также не требуется соблюдение досудебного порядка для прокурора, госорганов, органов местного самоуправления, если они обращаются для защиты публичных интересов, интересов и прав организацией и граждан, связанным со сферой предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Не требуется соблюдать претензионный порядок в случае, когда суд отменил судебный приказ, т.е. после отмены приказа не надо направлять претензию ответчику, чтобы уже обратиться в суд с иском.

Как я уже сказал, арбитражные суды рассматривают любые споры, которые затрагивают экономическую деятельность юридических компаний и индивидуальных предпринимателей.

Споры признают экономическими, если они связаны с имущественными правами, финансовыми обязательствами, касаются выполняемых работ или оказываемых услуг.

Рассмотрим основные разновидности арбитражных споров.

Это споры, возникающие из-за нарушений условий договора, заключенного между двумя компаниями либо между юрлицом и ИП. Случай с дизайнером относится как раз к этой категории.

Характерная черта таких споров – наличие документального договора, условия которого нарушила одна из сторон. Самый частый повод для обращения в суд – невыполнение финансовых обязательств по договорам купли/продажи, аренды, поставки, перевозки, подряда, кредита.

Эта категория также составляет немалую долю дел, разбираемых арбитражным судом. Иски направляют как юридические лица к налоговой инспекции (о незаконном взыскании), так и налоговая служба к предприятиям и ИП, уклоняющимся от уплаты.

Споры внутри компании – между акционерами, пайщиками, учредителями и совладельцами. Типичные примеры таких споров – акционеры недовольны размером дивидендов, пайщики в кооперативе подозревают председателя в аферах с их вкладами.

Читайте специальную статью на нашем сайте – «Корпоративные споры».

Предприятия объявляют себя банкротами, когда на их счету недостаточно денег для погашения текущих долгов. Суды особенно внимательно относятся к таким делам, поскольку механизм банкротства часто используют в мошеннических целях.

В таких делах решают, кому принадлежит имущество и на каких основаниях. Бывает, что на коммерческую недвижимость (например, фабрику или цех) претендует сразу несколько юридических лиц. Суд выясняет, кто реальный собственник, а кто – неизвестно кто.

Когда предприятия создаются, реорганизуются или ликвидируются, тоже возникают конфликтные ситуации. Например, учредители начинают делить и продавать доли в уставном капитале, а акционеры компании – категорически против такого поворота событий.

Такие споры возникают, когда акционеры или совладельцы компании оспаривают решения, принятые руководителями без их ведома.

Как я уже говорил, юристы не любят давать прогнозы на исход дела. Но есть несколько экспертных советов, которые увеличат шансы на успех.

Читайте, запоминайте и применяйте на практике.

Если не хотите нанимать представителя в суде, воспользуйтесь хотя бы консультационными услугами. На некоторых сайтах они бесплатные.

Наилучший вариант – заказать помощь удалённо в компании Правовед. Этот портал создан для юридической поддержки граждан и юрлиц в онлайн режиме. Главные преимущества сайта – доступная стоимость услуг, участие специалистов всех направлений права, в том числе – по арбитражным спорам.

При необходимости заказывайте не только консультации, но и непосредственную помощь в составлении претензий, исков и апелляций. Ежедневно на портале Правоведа ждут своих клиентов сотни профессиональных юристов. Всего с ресурсом сотрудничают более 15 тысяч специалистов.

Чем раньше вы направите претензию, тем лучше. Не давайте должникам лишнего времени для уклонения от выполнения обязательств. Повторюсь: процедура досудебного урегулирования теперь обязательна для арбитражных споров.

Суд потребует доказательств, что контрагент получил вашу претензию и ознакомился с ней. Одной почтовой квитанции недостаточно: ответчик просто скажет «не получал, ничего не знаю». Поэтому лучше вручить претензию лично в руки представителю контрагента и получить документальные доказательства передачи документа.

Хороший арбитражный юрист – это узкий специалист, который не кичится своим уровнем, а доказывает состоятельность на практике. У опытного юриста всегда есть портфолио, в котором вы найдёте примеры дел, аналогичных вашему. Чем таких дел больше, тем лучше.

Смотрите ролик по теме статьи, в котором представитель юридической компании объясняет суть и смысл арбитражных споров.

  • установление юридического факта;
  • о банкротстве;
  • оспаривание решения третейского суда;
  • корпоративный спор;
  • защита прав и интересов группы лиц;
  • о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или исполнение судебного акта в разумный срок.

Досудебное урегулирование споров в арбитраже

Стоит заострить внимание, что это действует в арбитражном процессе. В гражданском производстве ничего не изменилось.Сейчас назвать претензию формальной нельзя, так как суд проверяет когда была она направлена и ее содержание, получена ли она другой стороной.

Подавая иск, необходимо доказать, что претензия была направлена стороне. Не сделав этого, суд сочтет, что имеет место несоблюдение претензионного порядка. Что приведет к возврату иска (ст. 129 АПК РФ).

Как показывает практика, доказательством направления претензии служит квитанция. Мотивируется это тем, что закон не предусматривает предоставление описи вложения.

Но в любом случае потребуются доказательства того, что сторона получила претензию, а в случае ее не получения — причины.

Претензия — юридически значимое сообщение, которое влечет гражданско-правовые последствия после ее доставки (ст. 165.1 ГК РФ).Но имеются и другие методы вручения претензии:

  • Это ее доставка лично представителю стороны с подписью о вручении. Такой метод самый верный и такое доказательство оспорить сложно.
  • Так же можно использовать курьерскую почту, где доказательством послужит накладная, в которой будет отмечено, что получил контрагент.
  • Можно подстраховаться и отправить письмо с уведомление и описью вложения. И все это потом представить в суд. Но и тут есть нюансы Письмо должен получить сотрудник, наделенный такими полномочиями. Так на уведомлении должны быть прописаны ФИО и должность лица, получившего корреспонденцию, и проставлена печать организации (не обязательно).

Когда подача претензии становится обязательной?

Ситуации, когда контрагенты не следуют своим обещаниям, случаются очень часто. Судиться с ними дорого – это также занимает много времени и сил. А когда два или несколько человек сотрудничают на протяжении долгого времени, то ситуация усложняется ещё больше.

Досудебное урегулирование споров в арбитраже

Некоторые виды споров можно решить без суда, если вы подадите претензию для досудебного урегулирования. Многие либо не знают о такой возможности, либо не рассматривают данный инструмент воздействия серьёзно. Если претензию составить правильно, заручившись поддержкой опытного юриста, то можно сохранить много денег, сил и нервов.

Как ее оформить?

АПК РФ не говорит конкретно о претензии, но суд под досудебным урегулированием понимает именно претензию. Как таковой понятия претензия нигде не возможно встретить, оно возникло из практики. По-простому можно сказать что это документ оформленный в письменной форме, который содержит требование об исполнении обязательств.

Итак, претензия должна быть оформлена письменно, содержать четкую формулировку требования, обстоятельства требований, доказательства, ссылка на закон или пункты договора, если спор имущественного характера, то должна быть указана сумма требования.

Доказательствами по спору может служить только договор, если он имеется, в котором и будут усматриваться обстоятельства спора.Исковые требования должны совпадать с требованиями, которые указаны в претензии. В противном случае такой документ не признается как претензия, а это потеря времени и оттягивания разбирательства по существу.

Уделим внимание правильному составлению претензии

Начнём с чтения пятой части ст. 4 АПК РФ, которая описывает порядок урегулирования спора. Однако сотрудники Арбитражного суда понимают под этим подачу документа, в котором отражена претензия.

Приведём пример: если в договоре описано, что в случае конфликта оба участника будут решать проблему путём переговоров и только в случае несогласия запускать досудебное разбирательство, то это значит, что это разбирательство будет запущено. Досудебный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе предполагает наличие документа, где озвучена конкретная фраза, что до подачи заявления в суд, одна из сторон должна сформировать претензию.

Информация к сведению: не существует законодательного акта, который даёт конкретное определение претензии.

Какой должна быть претензия:

  • Никаких электронных документов – только письменное оформление.
  • Нужно чётко описать требование к обязательствам, которые должен исполнить контрагент.
  • Указать основания для выставления требований.
  • Описать доказательства, которые подтверждают правомерность вашего требования.
  • Дать ссылку на конкретные статьи законов и указать выдержки из договора, которые будут подтверждать правомерность вашей претензии.
  • Если вы ожидаете получить финансовую компенсацию, то нужно указать конкретную сумму.
  • Приложить все необходимые документы исходя из ситуации.

Куда подаётся претензия?

Когда вы уже отправили претензию, необходимо задуматься о доказательствах данного факта. Если нет подтверждений соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, документ рассматривать не будут. В этом случае заявление просто отправят обратно на основании пятого пункта ст. 129 АПК РФ.

Как должны выглядеть эти доказательства? В законодательстве эта ситуация не описана. Как правило это документ почты об отправлении заказного письма с уведомлением, либо подпись ответчика о принятии досудебной претензии нарочно.

Вручать претензию нужно контрагенту под роспись – это самый правильный вариант, если документ был составлен верно. Лучше всего поставить на претензии оттиск печати на копии. Однако современные реалии таковы, что юридическое лицо не обязано иметь печать, что усложняет дело.

Второй вариант – это отправить претензию курьерской доставкой, а доказательством факта отправления будет накладная.

Помимо этого, сотрудники суда проверяют добросовестность участников спора и если не его недобросовестность не доказана, то претензия сохраняет свой статус. Доказательства нужны в любом случае.

Также это можно сделать письмом. Если вы не уверены, как это правильно осуществить процесс досудебного урегулирования арбитражных споров, проконсультируйтесь с профессионалом. Закажите эту услугу на нашем сайте, чтобы ваша претензия была удовлетворена.

Проблемы досудебного урегулирования

Направление претензии и ее обязательность на практике является альтернативой решения спорных вопросов. Однако такой способ эффективен не в каждом случае и на практике поставленная цель не достигается. Возьмем в пример заявление о сносе самовольной постройки. Даже невозможно представить, что после того как сторона получит претензию, она побежит сносить постройку.

Следующей проблемой является недобросовестность. Так контрагент может переписываться до бесконечности, что приведет к бессмысленности и безрезультатности обмена письмами. А значит время потрачено впустую. Чтоб этого не произошло, стоит до заключения какого-либо договора проверить сторону на надежность. Но и в этом случае всякое может быть.

Этот 30-тидневный срок урегулирования спора может пойти в пользу недобросовестному контрагенту. Ведь за это время можно вывести все активы и помешать этому к сожалению никто не сможет. Обеспечительные меры можно наложить только путем обращения в суд. Но и это не возможно, так как 30 дней не прошло. В общем ходим по замкнутому кругу.Есть еще вопрос.

А как быть со встречным иском?

При его подаче тоже нужно направить претензию и ждать 30 календарных дней? Нет. Так как спор уже находиться на рассмотрении. Требования такого иска направлены к зачету первого иска (ст. 132 АПК РФ). Эти иски взаимосвязаны между собой. В случае удовлетворения встречного иска, в удовлетворении первого будет отказано либо полностью, либо в его части.

Как показала практика рассмотрения дел в арбитражном суде, более 50% возвращенных дел это следствие несоблюдения досудебного порядка, которое выражается в несоблюдении сроков подачи претензий.

Ответственность

Досудебное урегулирование споров в арбитраже

Так же, в целях соблюдения закона, АПК РФ предусмотрено наказание в материальной форме за то, что не был соблюден досудебный порядок. Так судебные расходы, независимо от исхода рассмотренного дела, чтоб не допускалось злоупотребление правами в процессе, возлагается на лицо, которое нарушило сроки ответа на полученную претензию, либо на лицо, которое ее просто проигнорировало.

Так же к досудебному методу урегулирования спора относится медиация. Такую процедуру можно начать на любой стадии процесса. Но здесь есть нюансы. Обе стороны должны хотеть разрешить конфликт без суда, либо есть еще одна заинтересованная сторона.

Проводиться такая процедура 180 дней. Если процедура берет начало в рамках процесса, то срок ее не должен превышать 60 дней. Соглашение о ведении такой процедуры служит основанием отложения судебного разбирательства.

Важно! Если не знаете как урегулировать возникший спор, как составить правильно досудебную претензию, как подготовить исковое заявление или как представлять интересы в Арбитражном суде:Звони 8-800-777-32-63.

ВАМ НЕПРЕМЕННО ПОМОГУТ 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический сайт