Договор на оказание бухгалтерских услуг

Договор ГПХ и правовая база

Особенности заключения договоров гражданско-правового характера регламентируются положениями Гражданского кодекса. Данные виды контрактных обязательств имеют следующие разновидности договоров:

  • Возмездного оказания услуг;
  • Подряда;
  • Комиссии;
  • Поручения;
  • Аренды имущества;
  • Агентский договор;
  • Транспортной доставки.

В отличие от трудовых контрактов при составлении гражданско-правовых договоров сторонами выступают заказчик и исполнитель. Наименование сторон заключаемого договора ни коим образом не пересекается с действующим в организации штатным расписанием.

При составлении гражданского договора необходимо четко прописать его предмет, который заключается в выполнении определенной работы или достижении определенного результата. Что касается продолжительности действия контракта, законодательством она не регулируется и устанавливается на основании взаимного договора сторон.

Все особенности трудовых контрактов не имеют абсолютно никакого значения при составлении договора гражданско-правового характера. Исполнитель не вправе рассчитывать на отпуск, на получение гарантированных законом пособий. Аналогично, как и заказчик не должен требовать от гражданина соблюдать режим рабочего времени или действующие в компании правила внутреннего трудового распорядка. Также у заказчика отсутствует возможность направить исполнителя в служебную командировку.

Особенности заключения договора ГПХ на оказание консультационных услуг

Договор на оказание бухгалтерских услуг

На что стоит обратить внимание при заключении такого договора? В договоре нужно обязательно прописать:

  • какие услуги будет оказывать бухгалтер;
  • отчетность, подлежащую сдаче в государственные органы;
  • сроки сдачи отчетности;
  • перечень и сроки предоставления бухгалтеру документов заказчиком;
  • ответственность за правильность действий по ведению бухгалтерского учета и своевременность сдачи отчетов;
  • условия о неразглашении конфиденциальной информации;
  • сроки и порядок оплаты услуг бухгалтера.

В договоре возмездного оказания услуг с бухгалтером можно предусмотреть повышенную ответственность бухгалтера либо бухгалтерской фирмы в случае виновно допущенных ошибок. Это важно, так как при найме бухгалтера в штат организации этого сделать нельзя. В этом случае бухгалтер будет отвечать в соответствии с трудовым законодательством.

Большой интерес для обеих сторон договора с бухгалтером на оказание услуг представляет раздел, регулирующий условия и сроки оплаты услуг. Стоимость услуг рассчитывается исходя из объема обрабатываемых бухгалтерских документов и зависит от режима налогообложения, сферы деятельности организации, количества сотрудников.

При заключении договора возмездного оказания услуг бухгалтер должен предоставить документы, подтверждающие, что он является индивидуальным предпринимателем, тогда заказчик перечисляет сумму, предусмотренную договором, не заботясь о налогах бухгалтера. Никаких проблем не возникает и при заключении договора с бухгалтерской фирмой, она уплачивает свои налоги самостоятельно.

При заключении контракта на оказание бухгалтерских услуг (ведение бухгалтерского учета) важным является необходимость в отражении всех аспектов взаимодействия сторон. В договоре следует не только указать полный объем осуществляемых операций, но и отразить лиц, ответственных за подготовку и передачу документации, срок, в течении которого документы должны быть направлены в адрес исполнителя, а также лица, которые будут осуществлять взаимодействие с поставщиками и запрос входящей «первички».

Консультационные услуги на сегодняшний день в силу массового развития предпринимательства являются достаточно востребованными. Консультирование узкими специалистами позволяет организациям не нанимать в штат дополнительных работников и снизить издержки. Главным требованием при заключении гражданского договора является необходимость в четком раскрытии предмета договора с приведением конкретного перечня оказываемых услуг.

Логистические компании в своей деятельности также успешно применяют договоры ГПХ. Для того чтобы минимизировать возможные риски, в таких договорах следует максимально подробно прописать ответственность сторон, в том числе и материальную, возникающую в ходе осуществления перевозок.

Зачастую предприниматели и организации с малочисленным штатом, для ведения учета финансово-хозяйственной деятельности прибегают к услугам внешних исполнителей – аутсорсинговых компаний или бухгалтеров-ИП. Ведение бухучета приглашенными специалистами экономически выгодно собственнику, поскольку:

  • отпадает необходимость содержать целый ряд штатных единиц бухгалтеров, а сэкономленный фонд можно перераспределить на иные нужды – развитие бизнеса, поощрение работников;
  • профессиональные аутсорсеры осуществляют комплексный учет, значит, нет необходимости содержать бухгалтеров по конкретным участкам и видам учета.

Однако делегирование полномочий на ведение бухучета имеет свою особенность – на данный вид сотрудничества должен быть заключен специальный договор оказания бухгалтерских услуг, образец которого может содержать не только базовые нормы трудовых взаимоотношений между заказчиком услуг и исполнителем, но и особые условия, выдвинутые одной, либо обеими сторонами договора.

Стандартизированной формы, включенной в Альбом унифицированных документов, договор на бухгалтерское обслуживание-2018 не имеет. Как правило, при оформлении сотрудничества используется типовая форма договора возмездного оказания услуг, адаптированная под специфику оказываемых услуг и дополненная по усмотрению сторон особыми условиями.

Как каждый типовой договор на оказание услуг, договор на бухгалтерское обслуживание внешним исполнителем должен содержать обязательные разделы, к которым относятся:

  • установочная часть – отражает данные сторон договора и вид предоставляемых услуг;
  • предмет договора – регламентирует порядок, объем и сроки выполнения услуг;
  • обязанности сторон – детально отражает суть действий сторон в рамках заключенного договора;
  • стоимость и порядок оплаты услуг – раздел регламентирует финансовые аспекты сотрудничества: стоимость выполняемой работы (может быть указана в полном объеме за период сотрудничества либо в размере ежемесячного вознаграждения), сроки оплаты;
  • ответственность сторон – раздел обуславливает ответственность за выполнение обязательств, взятых на себя сторонами договора;
  • сроки действия договора;
  • порядок изменения условий и расторжения договора – устанавливает обстоятельства, которые могут быть признаны основанием для изменения условий соглашения, а также порядок расторжения договора на аутсорсинг бухучета;
  • прочие условия;
  • приложения – указывается перечень документов, устанавливающих:
  • конкретный перечень операций по бухучету, которые входят в объем услуг;
  • опись документов, переданных исполнителю в обращение и на доверенное хранение;
  • график документооборота;

Для того, чтобы между сторонами сотрудничества не возникало споров и судебных разбирательств, в договор на бухгалтерское обслуживание, образец которого составлен по стандартной форме, стороны могут включить дополнительные требования, учитывающие:

  • специфику сферы деятельности Клиента;
  • аспекты, регламентирующие обязанности и ответственность сторон, условия договора, не предусмотренные в типовой форме.

Рассмотрим эти возможности применительно к конкретным примерам и ситуациям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический сайт