Договор коммерческой концессии

Пример договора франшизы

Договор франшизы – это такой договор, согласно которому одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне – франчайзи («пользователь») совокупность прав. Сторона, получившая эти права, может заниматься изготовлением, продажей определённых товаров, предоставлением услуг согласно договору франчайзинга.

Франчайзинговый договор пользуется большой популярностью в сфере бизнеса, так как даёт определённые преимущества обеим сторонам. Так, франчайзи (пользователь), осуществляя свою деятельность под именем известной торговой марки, минимизирует предпринимательские риски. Кроме того, он работает на основе уже имеющегося чужого опыта. Правообладатель же, не вкладывая средства в создание филиалов, расширяет свой бизнес.

Чтобы яснее понимать суть договора коммерческой концессии, давайте рассмотрим его на конкретном примере.

Предприятие «А» (правообладатель) заключает с предприятием «Б» (пользователь) договор франчайзинга. Целью договора является «успешная реализация товаров и услуг на рынке Московской области и деловое сотрудничество сторон для достижения наилучших экономических результатов».

Пользователь, зная о высоком качестве системы производства и реализации товаров, обозначенных торговой маркой правообладателя, желает с ним сотрудничать и в этом сотрудничестве хочет использовать методы и технологии правообладателя, принимая от последнего техническую поддержку.

Таким образом, договор будет выгоден обеим сторонам: пользователь значительно уменьшит свои предпринимательские риски, а правообладатель увеличит рынок сбыта.

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии – это соглашение, в рамках которого компания ведет собственный бизнес, но для продвижения использует товарные обозначения, элементы фирменного стиля и другие объекты интеллектуальных прав, а также технологии своего контрагента. По сути, сделка состоит в передаче права на исключительное распространение товаров третьим лицам.

Что такое договор коммерческой концессии, можно проиллюстрировать на примере. Допустим, есть крупная известная компания-производитель безалкогольных напитков – соков, морсов и т. д. Молодая компания, которая занимается оптовой торговлей, заключает с ней сделку. По договору компания получает право изготавливать и разливать напитки на базе концентрата производителя при условии, что она будет использовать соответствующие производственные линии и соблюдать надлежащие инструкции. А также оптовик получает право распределять эти товары на указанной территории.

Юридическая характеристика договора коммерческой концессии:

  • Форма договора: письменная;
  • Стороны договора: правообладатель и пользователь (франчайзер и франчайзи – это зарубежные варианты).

Правообладателем является лицо, обладающее комплексом прав, которые он передаёт в пользование другой стороне сделки. Это может быть юридическое лицо в виде организации или физическое лицо в виде индивидуального предпринимателя.

Так или иначе, обязательное условие для заключения договора франчайзинга – предпринимательская деятельность и использование прав, подлежащих передаче, в своей коммерческой деятельности.

  • Предметом договора является право на использование объектов права интеллектуальной собственности, (промышленные образцы, коммерческие тайны, торговые марки, ноу-хау и т.д.), а так же на использование объектов деловой репутации, коммерческого опыта;
  • Государственная регистрация договора франчайзинга обязательна – в Украине и России этот вопрос регламентируется ГК.

Государственная регистрация договора осуществляется тем органом, который регистрировал правовладельца (хотя в Беларуси , например, все договоры франчайзинга регистрируются в Национальном центре интеллектуальной собственности);

Правообладатель, прежде всего, обязан снабдить пользователя документацией (коммерческой, технической), предоставить пользователю прочую информацию, необходимую для полноценного осуществления прав, которые были переданы по договору франчайзинга.

Так же, если договор не предусматривает иного, франчайзер обязан:

  • – обеспечить проведение гос. регистрации договора франчайзинга;
  • – проводить контроль за качеством выполняемых/предоставляемых /производимых на основе договора франчайзинга работ.

Пользователь обязан:

  • – использовать полученные от правообладателя обозначения (например, торговую марку) по назначению, которое обычно прописывается в договоре;
  • – следовать указаниям, инструкциям правообладателя с целью соответствия способам, характеру прав, указанных в договоре.

Недостатки договора

Среди недостатков договора франчайзинга можно отметить:

  • – например, трудности с сохранением конфиденциальности коммерческой тайны;
  • – когда убыточные франчайзи бросают тень на всю франчайзинговую систему;
  • – когда успешные франчайзи нередко покидают свою систему и становятся её прямыми конкурентами.

Таковы особенности договора франчайзинга (франшизы, коммерческой концессии).

И украинский, и российский гражданский кодексы регламентируют понятие коммерческой субконцессии. Субконцессией является договор, который позволяет одной из сторон договора коммерческой концессии – пользователю – передавать комплекс полученных им от правообладателя прав (или часть этих прав) третьей стороне – субпользователю.

К особенностям договора субконцессии относится следующее:

  • Права, предоставляемые субпользователю, являются производными от прав, которые пользователь получил от правообладателя в соответствии с основным договором;
  • Срок договора субконцессии не может превышать срока действия концессии. В случае если основной договор прекращается, искомый комплекс прав переходит от пользователя к правообладателю, субпользователь же в такой ситуации превращается в пользователя. Однако правообладатель может отказаться от принятия прав и обязанностей, предусмотренных договором субконцессии;
  • Основной договор предусматривает возможности передачи комплекса искомых прав в субконцессию; субконцессия может быть как правом, так и обязанностью – этот вопрос регламентируется положениями основного договора;
  • Досрочное прекращение субконцессионального договора при определённых условиях преобразовывает его в основной: такая трансформация превращает опосредованные отношения между правообладателем и субпользователем в прямые договорные.

Зачастую пользователь выплачивает франчайзеру процент от оборота субпользователя. Размер этого процента так же регламентируется основным договором;

Каталог франшиз_min

Изучение и выбор из Каталога лучших франшиз

России и Украины – это первый шаг к началу успешного бизнеса с легким и простым стартом.

Принимать решение о покупке франшизы необходимо с профессиональными рекомендациями раздела: “Всё о франшизах”.

О самых последних новостях и трендах бизнеса с франшизой можно прочитать здесь >>

Плюсы и минусы сделки для новых компаний

Договор обладает выгодными и неудобными для компаний чертами. К плюсам соглашений такого типа можно отнести:

  1. Возможность для новой компании развивать собственный бизнес. При заключении договора компания не утрачивает правовую и экономическую самостоятельность. Однако приобретатель прав по договору коммерческой концессии обязан извещать клиентов, что использует права другой компании (ст. 1032 ГК РФ).
  2. Применение устоявшихся бизнес-моделей. Правообладатель уже проверил на практике, как работают бизнес-процессы в данной сфере, и выбрал оптимальные варианты. В частности, компания получает не только права, но и технологии.
  3. Снижение маркетинговых затрат. Компания пользуется рекламным эффектом известного бренда и не тратит средства на развитие собственной торговой марки «с нуля».
  4. Снижение конкуренции с другими контрагентами правообладателя. В договоре можно указать, что правообладателю нельзя передавать такой же комплекс прав другим лицам для деятельности на территории, где планирует работать компания. Также можно обязать самого правообладателя не распространять продукцию на данной территории (абз. 2 п. 1 ст. 1033 ГК РФ).

У коммерческой концессии существует ряд недостатков, о которых новая компания должна знать перед заключением договора:

  1. Потребуется стартовый капитал. Договор заключают на возмездной основе.
  2. Придется соблюдать правила распространения товаров и услуг, которые есть в договоре. Несоблюдение правил сотрудничества повлечет штрафные санкции и/или расторжение соглашения (абз. 3 ст. 1037 ГК РФ). правообладатель может ограничить ряд действий компании (п. 1 ст. 1033 ГК РФ).
  3. Обычно договор заключают на длительный срок. Это может стать для компании обременительным. При этом если за данный срок сменится правообладатель, условия сделки могут поменяться не в пользу компании.
  4. Репутация правообладателя, который вступает в сделку о коммерческой концессии, влияет на репутацию его контрагента по договору. Если с правообладателем будут связаны какие-либо скандалы, это отразится на компании.

Важные ссылки на материалы по договору франчайзинга

Договор коммерческой концессии

Общие понятия франчайзинга.В чём преимущества и недостатки владения франшизой?Как определить свои возможности в бизнесе с франшизой?Как успешно стартовать с франшизой: полезные советыКакие у вас варианты на старте бизнеса?Какова реальная выживаемость франчайзингового бизнеса?Какой франчайзинг подходит именно Вам?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический сайт