Жалоба на роспотребнадзор

Общие положения

В 2017 году количество внеплановых проверок Роспотребнадзором значительно снизилось. Причиной тому послужили последние изменения в законе, согласно которым каждая жалоба в данное ведомство должна сопровождаться предварительной перепиской с недобросовестным поставщиком услуг, товаров.

То есть перед тем, как подать жалобу, нужно в письменном виде высказать свои претензии непосредственно компании-поставщику и только после этого обращаться в государственные органы. Это не очень удобно для обычных потребителей, ведь такая переписка может затянуться на несколько месяцев. Поэтому многие граждане, не желая тратить время, просто закрывают глаза на нарушения и никуда не жалуются.

Если ситуация с некачественным товаром несет угрозу здоровью или жизни граждан (например, в случае с просроченным товаром), то закон о претензионном порядке действовать не будет. То есть в этих случаях можно сразу подавать жалобу в Роспотребнадзор, без предварительной переписки с компанией-обидчиком.

Роспотребнадзор занимается не только защитой прав потребителей, этот орган также регулирует соблюдение санитарных норм, занимается выдачей лицензий на некоторые товары и виды деятельности, совершает эпидемиологический надзор. Поэтому подать жалобу можно не только по поводу некачественного товара или услуги, но и если вы заметили нарушение санитарных норм в общественном учреждении, или если вам отказываются предоставить сертификаты на продукцию.

По последним данным статистики люди жалуются в основном:

  • На просроченные продукты;
  • На обман при предоставлении банковских услуг (скрытые комиссии, навязанная страховка);
  • На бракованные товары (одежду, электронику и т.д.);
  • На некачественное оказание услуг (стрижка, маникюр);
  • На нарушение санитарных норм в школах, больницах.

На какие действия Роспотребнадзора можно пожаловаться

Если писать официальную жалобу в Роспотребнадзор, в любом случае нужно будет указать свои данные, чтобы после принятия и рассмотрения вашего обращения специалисты могли связаться с вами и сообщить о результатах. Однако существует способ, как пожаловаться в Роспотребнадзор анонимно – это телефон доверия.

Позвонив по этому телефону, вы сможете рассказать о своей ситуации, сотрудники ведомства выслушают и смогут дать советы, как поступить в данной ситуации и защитить свои интересы. В случае если есть нарушения норм закона, специалисты дадут пояснения, на какие статьи указывать при составлении официальной жалобы.

Повод для обращения с жалобой в отношении Роспотребнадзора — неправомерное поведение должностных лиц. Неправомерное поведение выражается в действии и бездействии.

Бездействие характеризуется легкомысленным невниманием к требованиям о защите прав граждан. Действие характеризуется умышленным или неумышленным нарушением прав граждан в ходе работы и проведения проверок.

Жалоба на роспотребнадзор

Обжаловать неправомерное поведение можно тремя способами:

  • внутриведомственный — обращением к вышестоящему должностному лицу в рамках одной организации;
  • судебный — обращение в судебный орган с исковыми требованиями. Требуется соблюдать претензионный порядок;
  • надзорный — обращение в Прокуратуру с требованием о защите прав и применении мер к нарушителям.

Если заявитель предполагает, что по его обращению проверка проведена ненадлежащим образом, не учтены указанные в документах факты, либо некорректно истолкована информация, то возможны следующие действия: повторное обращение, ознакомление с материалами проверки и обжалование действий прокурора.

В случае повторного обращения прокурор вправе не рассматривать жалобу, если не указаны новые факты.

Для ознакомления с материалами проверки следует обратиться с соответствующим заявлением к прокурору, который назначен исполнителем по обращению, на основании которого проводилась проверка, и сделать копии документов.

Перед тем как оформить жалобу в Роспотребнадзор, нужно выяснить, какие меры этот контролирующий орган сможет принять для восстановления нарушенных прав и наказания обидчика. А это, прежде всего, зависит от управленческих функций и полномочий, делегированных государством такому органу. Роспотребнадзор осуществляет следующие контролирующие функции:

  • санитарный надзор;
  • эпидемиологический надзор;
  • защиту прав потребителей;
  • надзор за соблюдением лицензионных требований подконтрольных лицензиатов.

Следовательно, служба принимает жалобы на нарушения потребительских прав при покупке товаров или услуг, а также на несоблюдение лицензионных условий, которые причинили или могут причинить ущерб гражданину. Нарушение санитарно-эпидемиологических норм, по сути, является частным несоблюдением потребительских прав или лицензионных условий, а посему нет необходимости объяснять, как подать жалобу в Роспотребнадзор по данным деликтам.

Варианты подачи документа

Жалоба на роспотребнадзор

Хотя юридические лица не являются потребителями, они вполне могут представлять таковых в процессе обжалования неправомерных действий продавцов товаров и услуг. Кроме них представлять интересы граждан могут общественные организации.

Обратиться в Роспотребнадзор с жалобой проще всего через интернет-приемную. Для этого необходимо найти официальный сайт территориального органа и заполнить соответствующие формы. Жалобу в Роспотребнадзор можно подать и лично – на приеме у руководителя, через канцелярию (возьмите с собой паспорт). Можно направить документ заказным письмом.

Одновременно можно направить жалобу в прокуратуру. Такой прием позволяет надеяться на более внимательное рассмотрение документа по существу. Ответ на жалобу в Роспотребнадзор должен быть направлен заявителю в течение 30 дней с даты регистрации (до 3 дней с даты подачи).

Способы подачи жалобы:

  • прийти на прием к прокурору. В таком случае заявитель лично дает пояснения по жалобе и отвечает на вопросы прокурора. На сайте Прокуратуры региона указаны адрес, график и порядок приема граждан;
  • направить почтой заказное письмо с уведомлением о получении адресатом, чтобы узнать о начале течения срока на рассмотрение обращения гражданина;
  • с помощью сервиса «интернет-приемная» на сайте Генпрокуратуры РФ. Такой способ позволяет, не выходя из дома, обратиться в Прокуратуру нужного субъекта федерации: заполнить и отправить подготовленную форму;
  • через канцелярию органа. При подаче документов необходимо убедиться, что на собственной копии заявления гражданина орган проставил отметку о получении входящего документа с датой и подписью специалиста канцелярии.

Посмотрите видео. Техника написания сверэффективной жалобы в правоохранительный органы.

Рассматривается ли такая жалоба?

Если вам предоставили некачественную услугу или продали бракованный товар, при этом не отреагировали на претензию и отказались вернуть деньги, можно смело обращаться с жалобой в Роспотребнадзор. Анонимное обращение в данный орган было доступно в электронном виде, но с недавнего времени законом не рассматривается возможность подачи таких документов. Для того чтобы ваше заявление было рассмотрено, вам придется указать свои данные.

Жалоба заполняется по специальной форме, если таковая отсутствует, ее можно написать и на обычном листе формата А4.

Основные моменты, которые должны быть указаны в жалобе:

  1. Шапка (наименование организации, вид документа, в нашем случае жалоба).
  2. Вступление. В данной части описывается, что предшествовало конфликтной ситуации, например: я (ФИО), такого то числа приобрел товар в таком-то магазине (наименование).
  3. Описание. Рассказываем суть претензии. Как, при каких обстоятельствах были нарушены ваши права.
  4. Просьба. Что мы хотим по итогу рассмотрения жалобы: чтобы провели проверку, вернули деньги за товар, убрали некачественный товар с полок или наказали нерадивого сотрудника.
  5. Дата, подпись.

При составлении данного документа лучше всего подготовиться заранее, изучить закон и в ходе написания указывать ссылки на статьи, по которым были нарушены ваши права. Также не лишними будут и доказательства: чеки, фотографии товара или результата услуги, видеосъемка, копии переписки при подаче претензии.

Если жалоба подается в бумажном виде, ее необходимо составить в 2 экземплярах, один из которых нужно зарегистрировать и оставить у себя.

Результаты рассмотрения жалобы в госоргане

Сфера контроля данной службы настолько широка, что, по большому счёту, заявление в Роспотребнадзор может быть составлено кем угодно, но жалобу удовлетворят только в том случае, если описанные в ней нарушения действительно касаются субъекта обжалования. Теперь об этом подробнее.

Роспотребнадзор – государственная организация, призванная защищать права потребителей. Если вы считаете, что поставщик услуги или продавец поступил по отношению к вам незаконно, то можете пожаловаться на него в официальную инстанцию. Принимаются заявления, поданные в письменном или электронном виде.

Роспотребнадзор – государственная организация, призванная защищать права потребителей.

Информация о рассмотрении обращения направляется гражданину в срок до 30 дней с момента обращения. В исключительных случаях срок однократно продлевается еще на 30 дней.

Законодательством установлена необходимость письменного уведомления граждан о продлении сроков. Поэтому при подаче заявления важно зафиксировать момент получения документов.

Рассматриваются такие обращения бесплатно, так как беспрепятственное обращение в органы государственной власти и местного самоуправления за защитой — конституционное право граждан.

Не каждое заявление или жалоба рассматриваются Прокуратурой.

Хватит выполнения хотя бы одного условия из перечисленных, чтоб надзорный орган проигнорировал обращение:

  • отсутствие информации о заявителе — анонимное письмо;
  • заявитель дублирует обращение, которое направлял ранее и по которому принято решение;
  • бессмысленность заявления и отсутствие логики в тексте;
  • использование угроз, оскорблений и нецензурных выражений в тексте;
  • невозможно прочитать текст.

По истечении установленного срока заявителю предоставляется ответ, в содержании которого обращение удовлетворяется, отклоняется, разъясняется или перенаправляется по подведомственности:

  • если заявление удовлетворяется, то заявителю предоставляется информация о принятых мерах для восстановления нарушенных прав;
  • если заявление отклоняется, то сообщаются причины, по которым это происходит — недостаточность или неубедительность требований;
  • если в заявлении поднимаются спорные вопросы, то в ответе разъясняются нормы и вопросы применения права;
  • если полномочия Прокуратуры не распространяются на решение вопроса, описанного в обращении, то прокурор перенаправляет его уполномоченному ведомству и предоставляет об этом информацию заявителю в срок до пяти дней.

Когда ждать ответ на обращение?

Хотя полномочия рассматриваемой службы в области защиты прав потребителей достаточно широки, в них не входит отстаивание интересов потребителей в судах. Но Роспотребнадзор может обеспечить потребителю неплохую доказательную базу. Например, нарушения прав потребителя выразилось в предоставлении заведомо ложной консультации. Заверения продавцов-консультантов и банковских сотрудников не записываются на видео и не заносятся в протокол.

Дословно подтвердить суть изложенной потребителю информации в магазине смогут разве что свидетели, слышавшие консультацию. Но решение суда не может основываться исключительно на показаниях свидетелей, ведь нужны и письменные доказательства, которым вполне может стать ответ Роспотребнадзора на жалобу потребителя (в котором излагается о ходе и результатах проведенной службой проверки, о выявленных нарушениях и подтверждённых фактах). Главное — знать, как написать жалобу в Роспотребнадзор правильно.

Если жалоба написана по всем правилам, сотрудники Роспотребнадзора должны зарегистрировать ее в трехдневный срок. Далее идет процесс рассмотрения данного обращения. Он не должен превышать 30 дней. В отдельных случаях может понадобиться больше времени для рассмотрения (например, для более полной картины нужно делать запрос о предоставлении сведений из других госорганов), в этом случае они должны оповестить того, кто подал жалобу о продлении срока рассмотрения.

Максимально продлить срок рассмотрения жалобы можно не больше, чем на 30 дней.

Жалоба на роспотребнадзор

По итогу Роспотребнадзор должен выслать письмо с результатом. Письмо может быть направлено как в бумажном, так и в электронном виде.

Заключение

Несмотря на то, что граждане до сих пор не привыкли решать проблемы с помощью официальных обращений – жалоба в Роспотребнадзор всегда дает свои результаты. Если каждый потребитель будет защищать свои права таким образом, недобросовестных предпринимателей, продающих бракованный товар или предоставляющих некачественные услуги, станет значительно меньше.

Жалоба на роспотребнадзор
Автор статьи

Нежданных Анастасия Анатольевна

Представитель в сфере защиты прав потребителей. Более 6 лет практики в спорах, связанных с возвратом товаров, написанием жалоб в Роспотребнадзор и получением компенсаций за оказанные услуги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический сайт